Дыхательная гимнастика при бронхите

Комплекс лечебной гимнастики на поликлиническом этапе реабилитации больных хроническим бронхитом

Лечение и профилактику хронического бронхита (ХБ) с полным основанием относят к одной из важных проблем современной медицины и практического здравоохранения. В настоящее время это заболевание диагностируется у 5 — 10% населе­ния промышленно развитых стран, им стра­дают 20% взрослого мужского населения планеты. Больные ХБ составляют не менее 2/3 людей с хронической неспецифической патологией лег­ ких [10], а инвалидность среди них достигает 45,7%. Прогноз при обструктивном ХБ, осо­бенно при позднем его выявлении и наличии осложнений (эмфизема, дыхательная недостаточ­ность), неблагоприятный. Средняя продолжи­тельность жизни больных ХБ с выраженной одышкой не превышает 5-8 лет.

Постоянная тренировка мышечной ткани физи­ческими упражнениями способствует увеличению силы мышц, нормализации их эластических свойств после патологического процесса. Все это имеет большое значение в регуляции функции ды­хательного аппарата, так как гладкая мускулатура дыхательной системы играет существенную роль как в акте внешнего дыхания, так и в самоочище­ нии воздухоносных путей от вредных элементов при осуществлении так называемой моторной функции бронхов. Следовательно, движения брон­ хов неотделимы от акта дыхания. Сокращение му­скулатуры, укорочение и сужение бронхов начина­ются с мельчайших бронхов и распространяются по направлению к крупным бронхам и трахее, это спо­собствует выталкиванию воздуха (выдоху) и удале­нию вредных частиц из легких и глубоко располо­женных бронхов по направлению к трахее. При форсированном дыхании указанные движения бронхов более энергичны, а при ослабленном — ме­нее выражены. Учитывая это, при составлении ме­тодики дыхательной гимнастики необходимо руко­водствоваться правилом: добиваться у больного глубокого ритмичного дыхания с акцентом на мак­симальный выдох. Без достаточного увеличения силы дыхательной мускулатуры, как показывают динамические спирографические исследования функции внешнего дыхания, невозможно добиться значительного улучшения функционального состояния дыхательного аппарата.

Регулярное выполнение дыхательной гимнасти­ ки в комплексе с упражнениями общеразвивающе- го характера способствует профилактике образова­ния слизистых, гнойных пробок, ателектазов и ги-повентиляции легких. У больных ХБ в результате патологического процесса нарушена чувствитель­ность нервных окончаний, заложенных в слизистой оболочке бронхиального дерева. Обучение в процес­се занятий ЛФК правильному глубокому ритмич­ному дыханию и искусству кашлять на выдохе при­водит к тому, что при помощи кашля содержимое бронхов мощным потоком воздуха выносится к тра­хее. Кроме того, сотрясение грудной клетки, вы­званное кашлем и поддерживаемое путем надавливания на грудную клетку синхронно с кашлевыми толчками, способствует ускорению тока мокроты из бронхов. В этих условиях легко отделяются при­липшие к стенкам бронхов частицы густого патоло­гического содержимого, и проходимость бронхов улучшается. Помимо сокращения мускулатуры бронхолегочных сегментов, при кашле рефлектор- но сокращаются мышцы грудной клетки, что так­ же способствует усилению и углублению дыхания, а, следовательно, улучшению вентиляции легких и самоочищению бронхов.

Таким образом, действие ЛФК при ХБ напра­влено на максимальное восстановление функцио­нальной способности бронхов путем освобождения их от слизисто-гнойного содержимого, а также на активизацию крово- и лимфообращения и увели­чение резервов аппарата внешнего дыхания. Кро­ ме специального влияния дыхательных и физиче­ских упражнений, занятия ЛФК оказывают пси­хотерапевтическое воздействие, положительно влияют на настроение и эмоциональное состояние больного; они способны не только изменять общую реактивность организма, но и повышать сопротив­ляемость и стойкость системы органов дыхания к неблагоприятным условиям внешней среды.

На поликлиническом этапе реабилитации боль­ных ХБ в стадии ремиссии применяются три дви­гательных режима: щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий.

Характеристика двигательных режимов на поликлиническом этапе реабилитации больных ХБ

Щадящий двигательный режим

Характеристика двигательного режима

Полное самообслуживание. Посещение кинотеатров, просмотр телепередач, игры в шахматы, шашки, бильярд. Прогулки, воздушные ванны, закаливающие процедуры. Обязателен послеобеденный отдых, а также отдых после физической нагрузки

• Сохранение стабильности функциональных возможностей и нервно-психического статуса больного после выписки из стационара (реабилитационного центра или реабилитационного отделения санатория).

• Дальнейшее совершенствование механизмов дыхательного акта, дренирование бронхов, улучшение показателей внешнего дыхания.

• Увеличение резервов сердечно-сосудистой системы, повышение физической работоспособности больного.

• Улучшение трофики и функционального состояния нейромоторного аппарата.

• Восстановление сил и эмоционального тонуса пациента, подготовка его к трудовой деятельности.

Формы и средства ЛФК

1 . Утренняя гигиеническая гимнастика с элементами аутотренинга и самомассажа (20 мин).

2. ЛГ в зале (30 мин). Упражнения на все мышечные группы, статические и динамические дыхательные, общеразвивающие. Гимнастика с использованием снарядов, тренажеров (гребной станок, велоэргометр, бегущая дорожка), элементы подвижных игр.

3. Ходьба по ровной местности по 5 — 10 км в день, подъем по лестнице на 3 – 4 этаж, темп медленный и средний.

4. Ходьба по пересеченной местности — терренкур (угол подъема 0-5°) — назначают индивидуально.

5. Массаж по показаниям или с заменой методики массажа.

1,2. И. п. любое. Темп средний и быстрый. Соотношение ДУ и общеразвивающих упражнений 1:2, сохраняются элементы активной мышечной релаксации. При наличии бронхоэктазов специальные упражнения выполняют в постуральных положениях соответственно локализации поражения, включают паузы для отдыха и выделения мокроты.

3. Скорость ходьбы 3,5 — 4 км/ч, возможны участки ускорения до 300 м (скорость до 5 км/ч). Допустим следующий вариант построения нагрузки: ходьба — ЛГ — ходьба.

4. Два-три участка подъема, с остановками для отдыха.

5. Не более 20 сеансов непрерывно, включая и стационарный этап реабилитации.

Методы функционального контроля

Оценка самочувствия больного, физикальных данных, частоты дыхания, ЧСС, АД, динамическая спирография, спирометрия, пробы Штанге и Генче до и после Л Г, массажа и ходьбы. При отсутствии противопоказаний велоэргометрия для определения толерантности к физической нагрузке. ЭКГ-контроль при сопутствующей ИБС.

Характеристика двигательного режима

Щадяще-тренирующий двигательный режим

Полное самообслуживание. Посещение кинотеатров, просмотр телепередач, малоподвижные игры. Прогулки, воздушные ванны, широкое использование закаливающих процедур.

• Дальнейшая активизация резервных возможностей аппарата внешнего дыхания и сердечно­сосудистой системы.

• Сохранение и увеличение физической работоспособности.

• Совершенствование произвольного управления дыханием во время нагрузки, закрепление навыков полного дыхания.

• Укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки, позвоночника, улучшение осанки.

• Дальнейшее повышение толерантности к физической нагрузке, увеличение экономичности работы дыхательного аппарата.

• Повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды, низких температур, влажности и т.п.

• Стабилизация психоэмоционального состояния больного.

Формы и средства ЛФК

1 . Утренняя гигиеническая гимнастика с элементами аутотренинга и самомассажа (20 мин).

Новые статьи:  Тренировка для подростков

2. ЛГ в зале (35-40 мин). Упражнения на все мышечные группы, статические и динамические дыхательные, дренирующие, общеразвивающие. Гимнастика с использованием снарядов, тренажеров (гребной станок, велоэргометр, бегущая дорожка, эспандер), элементы подвижных игр. Возможны упражнения с усилием и напряжением с обязательной последующей релаксацией участвующих мышц.

3. ЛГ в бассейне, дозированное плавание (20 мин).

4. Ходьба по ровной местности до 8 — 1 0 км в день, подъем по лестнице на 4-й этаж.

5. Терренкур (угол подъема 5-10°).

7. Массаж по показаниям.

1, 2. И. п. любое. Темп средний и быстрый, амплитуда движений полная. Число повторений до 10-12 раз. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений 1:3. Все наиболее нагрузочные упражнения следует выполнять на выдохе, следить за сохранением правильного соотношения дыхательных и двигательных фаз при нагрузке. При наличии бронхоэктазов занятия начинают и заканчивают постуральными положениями, сочетающимися со специальными дыхательными упражнениями, облегчающими выделение мокроты.

3. Упражнения в воде для укрепления мышц рук, плечевого пояса, грудной клетки, спины и живота, для увеличения подвижности грудной клетки и позвоночника. Тренировка дыхания с элементами сопротивления на выдохе. Релаксация мышц рук и плечевого пояса, элементы аутотренинга — расслабление на пенопластовых кругах.

4. Скорость ходьбы 4,5 — 5 км/ч с переменным ускорением. При ходьбе по лестнице скорость произвольная.

5. Три-четыре участка подъема.

6. Только в хорошую погоду при отсутствии встречного ветра (не более 30 мин), с остановками для отдыха и релаксации мышц рук, плечевого пояса и ног.

Методы функционального контроля

См. шадящий режим + ЭКГ в бассейне при сопутствующей ИБС, исследование функций внешнего дыхания и центральной гемодинамики до и после ЛГ в бассейне.

Характеристика двигательного режима

Тренирующий двигательный режим

Прогулки по ровной и пересеченной местности в любую погоду. Гимнастика на производстве. Закаливающие процедуры.

• Дальнейшая тренировка и интенсификация функции внешнего дыхания, газообмена, кровообращения в малом круге и организме в целом.

• Укрепление адаптационных механизмов, повышение резистентности организма, снижение метеолабильности.

• Полная стабилизация состояния и увеличение продолжительности ремиссии.

Формы и средства ЛФК

1. Утренняя гигиеническая гимнастика (25 — 30 мин).

2. ЛГ в зале. Комплекс ЛГ дополняется упражнениями с включением сопротивлений и отягощений. 3. ЛГ в бассейне, дозированное плавание (30 мин).

4. Дозированная ходьба по ровной и пересеченной (угол подъема 10 — 15°) местности до 8 — 10 км в день при условии сохранения правильного ритма и глубины дыхания.

5. В зависимости от сезона велопрогулки или ходьба на лыжах.

6. Массаж грудной клетки и плечевого пояса по показаниям.

1, 2. И. п. любое. При выполнении ДУ и упражнений на расслабление темп медленный, для общеразвивающих — средний и быстрый. Соотношение между ними 1:4. Широкое использование различных снарядов, тренажеров.

3. См. щадяще-тренирующий режим.

4. Скорость ходьбы 5 км/ч с переменным ускорением без элементов соревнования. Допускается построение нагрузки по схеме: ходьба — физические упражнения — ходьба — бег — ходьба с пробежкой 2 — 3 отрезков по 100 — 150 м.

5. Занятия на лыжах следует проводить в диапазоне температур 3 — 20°С. В условиях плохой видимости (снегопад, туман, изморозь и т.д.), при сильном ветре занятия запрещены.

Методы функционального контроля

См. щядяще-тренирующий режим

Дыхательная гимнастика при бронхите

Дата публикации: 18.07.2022 г.
Обновлено: 18.07.2022 г.

дыхательная гимнастика при бронхите

При заболеваниях бронхов и легких значима для выздоровления специальная гимнастика, позволяющая улучшить кровоснабжение, поступление кислорода и питание слизистых оболочек этих органов, а также ускорить выведение мокроты.

Не имеет особого значения, где и в какое время делать дыхательные упражнения при кашле, важно лишь выждать не менее 1,5−2 часов после приема пищи.

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика для отхождения мокроты при бронхите назначается после улучшения самочувствия, а именно тогда, когда перестает подниматься температура. Стабильное состояние позволяет начать щадящую лечебную физкультуру, направленную на уменьшение воспаления, улучшение процесса отхождения мокроты и ускорение выздоровления. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и физическими возможностями человека.

Для взрослых

При заболеваниях дыхательной системы важно научиться брюшному дыханию. Оно помогает увеличить вентиляцию легких за счет работы диафрагмы и мышц брюшины. А упражнения, нацеленные на улучшение подвижности грудной клетки, позволяют включить в работу вспомогательные мышцы.

Предлагаем следующие упражнения для взрослых в рамках дыхательной гимнастики при кашле:

  1. Исходное положение (ИП) — стоя или сидя. Нужно выпрямить спину, согнутые в локтях руки расположить вдоль корпуса. На вдохе следует сжать кулаки, на выдохе — расслабить.
  2. ИП — стоя или сидя. Ноги нужно поставить на ширине плеч, плечи опустить и не поднимать, голову наклонить вперед. Правую руку положите на живот, а левую — на грудь. На вдохе расправьте плечи. Отклоняясь назад, «надуйте» живот. На долгом выдохе корпус возвращаете в ИП, живот «сдуваете». Рукой можно помогать выдоху, надавливая на мышцы брюшины.
  3. ИП — стоя или сидя. Локти согните, руки положите на боковые стороны нижней части грудной клетки. Вдыхайте носом, одновременно с помощью кончиков пальцев растягивайте грудную клетку, захватывая подреберное пространство. На долгом выдохе наклоните корпус вперед, втяните живот, руками надавите на нижние отделы грудной клетки.

Количество повторений для каждого упражнения — 5–6 раз.

Для детей

Дыхательная гимнастика при кашле детям может быть показана с 3−4 лет. Упражнения хороши тем, что проводятся в игровой форме. Так, произношение вибрирующих звуков может увлечь малыша, помочь натренировать длинный выдох, а значит, уменьшить частоту приступов кашля, способствовать активному выведению мокроты, снять спазм бронхов. За счет вибрации звуков в грудной клетке оказывается мягкое массажное действие.

упражнения лфк при бронхите

Звуковую гимнастику можно сочетать с применением лекарственных средств для улучшения отхождения мокроты. Например, с растительным лекарственным препаратом Бронхипрет®, разрешенным к применению детям. Он способствует уменьшению кашля и оказывает противовоспалительное действие.

Методика проведения звуковой гимнастики для детей состоит в следующем: перед каждым звуковым упражнением нужно сделать выдох на «п-ф-ф», а после него — на «м-м-м». Варианты упражнений:

  1. Поиграйте с малышом в ворону: из положения сидя или стоя нужно поднять руки, затем выдохнуть с криком «кар-р-р!», одновременно опуская руки.
  2. Игра «Веселый жук»: ребенок сидит с прямой спиной, руки на поясе. На вдохе туловище нужно повернуть влево, левую руку отвести назад. Затем следует вернуться в исходное положение на выдохе с жужжанием. Повторите на правую сторону.
Новые статьи:  Тренировка на турнике и брусьях

Оптимально выполнить 5 циклов дыхания. Согласные произносятся вместе с гласными. Например, «ж-а-аж», «ж-у-уж» и др. Полезно повторить звук «р-р-р».

Также хорошие упражнения от кашля — надувание воздушного шарика, выпускание воздуха изо рта в стакан с водой через соломинку. Последнее позволяет отлично тренировать длинный выдох.

Для пожилых

Людям пожилого возраста стоит выполнять все упражнения дыхательной гимнастики в размеренном темпе. Подходят следующие упражнения:

  1. Лучше принять исходное положение на краю стула, сидя с прямой спиной. Поочередно отводите руки в стороны с поворотом корпуса на вдохе. Выдохните через губы, сложенные трубочкой. Важно не напрягать мышцы шейно-воротниковой зоны. Повторите упражнение от 4 до 5 раз.
  2. ИП — сидя. Нужно вдохнуть носом, затем согнуть одну ногу в колене и подтянуть ее руками к животу на выдохе. Повторите 2−3 раза для каждой ноги.
  3. ИП — стоя. Возьмите в руку стакан воды с соломинкой. В соломинку, обхватив ее губами, нужно медленно выдыхать. Повторите 5 раз.

Упражнения для отхождения мокроты

Есть довольно простые варианты дыхательной гимнастики для отхождения мокроты: изменение положения тела и правильное дыхание уже могут стимулировать выведение слизи. Важно выбирать такую позицию, при которой мокрота будет продвигаться к бронхам.

Малыша нужно положить так, чтобы его голова и корпус были ниже уровня поясницы, например, на свои колени. Ребенка постарше — так, чтобы его живот и ноги были на возвышении, например, на фитболе. Взрослым при выполнении упражнений можно разместиться на перевернутом стуле или подложить подушки либо валики под таз и бедра.

После принятия такого положения нужно сделать глубокий медленный вдох носом и резко выдохнуть через рот. Форсированный выдох создаст поток воздуха, который будет стимулировать отхождение мокроты. Обычно вслед за этим происходит приступ кашля, приносящего облегчение.

Упражнение нужно прекратить при одышке, головокружении, сильных приступах кашля. Старайтесь уменьшать время выполнения, сделать перерыв или вовсе откажитесь от гимнастики.

дыхательные упражнения при бронхите для детей

Упражнения ЛФК при бронхите

Дыхательные упражнения при кашле помогут снять напряжение с мускулатуры, восстановить нормальную работу мышц и диафрагмы. К таким упражнениям относят следующие:

  1. ИП — лежа на спине. На счет до 3 выдохните, втягивая живот, на счет 4 вдохните, надувая живот как шарик.
  2. ИП — лежа на спине. Подтяните колени к груди, обхватив их руками. Максимально выдохните, после чего вдохните, надувая живот и оказывая давление на него ногами.
  3. Упражнение из динамической дыхательной гимнастики. ИП — стоя, ноги на ширине плеч. Руки разведите в стороны, держа на уровне плеч ладонями вверх. Быстро и крепко обнимите себя, легко ударяя ладонями по спине, при этом быстро выдохните. Можно добавить наклон вперед.

Дыхательная гимнастика отлично дополняет курс медикаментозного лечения. Например, ее можно сочетать с применением растительного лекарственного препарата Бронхипрет®. Он снижает интенсивность и частоту приступов кашля, а также способствует уменьшению воспаления и облегчает выведение мокроты. Препарат выпускается в форме таблеток и сиропа, разрешенного детям с 1 года.

Дыхательная гимнастика при бронхите

Дыхательная гимнастика даёт хорошие результаты при комплексном лечении бронхита, позволяя уменьшить дозировку медикаментов и ускорить процесс выздоровления. Упражнения дыхательной гимнастики стимулируют движение реснитчатого эпителия и улучшают реологические качества бронхиальной слизи, что способствует быстрому выведению мокроты и загрязнений из дыхательных путей. Кроме того, дыхательные упражнения помогают включить скрытые резервы респираторной системы, ускорить их регенерацию после заболевания, восстановить свободное дыхание.

Содержание:

  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой
  • Упражнения для дыхательной гимнастика
  • Особенности работы с детьми

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при бронхите

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает в лечении бронхита, пневмонии и других заболеваний дыхательных путей. Изначально её упражнения были созданы для восстановления голоса певцов и артистов после травм, но вскоре выяснилось, что при регулярном выполнении дыхательная гимнастика способствует выздоровлению после бронхита, корректирует состояние пациента при бронхиальной астме и даже помогает облегчить состояние больного во время сердечного приступа.

Основы правильного дыхания согласно Стрельниковой:

  • Активный короткий вдох и естественный пассивный выдох. Воздух вдыхают носом, делая короткое сильное и шумное движение, а выдыхают через рот;
  • Дыхательное движение должно совпадать по времени с вдохом;
  • Соблюдайте ритмичность дыхания согласно ритму марша;
  • Дыхательные упражнения выполняются сидя, лежа или стоя, в зависимости от состояния больного; для повышения эффективности рекомендуется проводить их на свежем воздухе, можно даже во время ходьбы.

[Видео] Дыхательная гимнастика при БРОНХИТЕ:

Упражнения для дыхательной гимнастики при бронхите

Как самостоятельное средство лечения острого бронхита дыхательная гимнастика не применяется, но упражнения можно выполнять уже спустя два дня от начала терапии антибиотиками. Эффективные упражнения стрельниковской гимнастики, позволяющие облегчить отхаркивание и сделать дыхание свободным:

  • Кулачки. Исходная позиция — стоя с опущенными руками, ноги расставлены на ширине плеч, расслабить мышцы. Делают сильный короткий вдох носом, одновременно с этим сжимая руки в кулак. Выдыхают через рот, не прилагая дополнительных усилий, во время выдоха пальцы разгибают. Упражнение повторяют четыре раза подряд, после перерыва в 5 секунд делают следующий подход. Необходимо сделать 6 подходов.
  • Сбрасывание груза. Упражнение выполняют с исходной позиции стоя с ногами на ширине плеч, руки держат на поясе, кисти сжаты в кулак. Во время короткого и шумного вдоха напрягают плечевую мускулатуру, после чего руки опускают, одновременно разжимая кулаки и вытягивая пальцы, словно избавились от тяжёлой ноши. При выдохе губы слегка разжимают, принимают исходное положение.Количество подходов – 12, за один подход делают 8 вдохов и выдохов.
  • Накачка мяча. Исходная позиция как для упражнения «Кулачки». Во время активного резкого вдоха корпус наклоняют вперёд, опускают голову, округлив плечи, а руки вытягивают вперёд и расслабляют, так чтобы они свешивались вниз. Всего нужно сделать двенадцать подходов, по восемь наклонов и вдохов в каждом. Игровая форма этого упражнения для детей проводится с мячом, который нужно будто надувать во время каждого вдоха. Так ребёнку будет легче усвоить правильную технику выполнения упражнения, и гимнастика не будет ему в тягость.
  • Кошачий танец. Исходная позиция – стоя с расслабленными опущенными руками, ноги расставлены на ширину плеч. Во время вдоха руки сгибают в локтях, а кисти сжимают в кулак, приседают, разворачивая туловище влево. На выдохе возвращаются в исходное положение, на следующем вдохе упражнение повторяют с разворотом в другую сторону. Отталкиваясь от названия упражнения и характера движений тела, можно предложить детям его игровую форму – в процессе выполнения представлять себя кошкой, выслеживающей добычу.
  • Крепкие объятия. Начальное положение – стоя с расправленными плечами и ногами на ширине плеч, руки выставляют перед грудью немного согнув в локтях, ладони обращены вниз. Во время короткого шумного вдоха пальцы сильно сжимают и максимально отводят руки за спину, словно в попытке обнять самого себя. На выдохе принимают исходную позицию. При правильной технике исполнения руки двигаются параллельно одна другой. Делают 12 походов по 8 вдохов-выдохов.
  • Наклоны. Начальная позиция – стоя с расправленными плечами, ноги расставлены на ширину плеч, а руки лежат вдоль туловища. При вдохе делают наклон вперёд, руки вытягивают вперёд до уровня колен, на выдохе возвращаются в исходное положение стоя, но не застывают, а продолжают движение корпуса назад, немного прогнувшись в пояснице, руки при этом отводят за спину. После этого опять становятся прямо и делают новый вдох.
  • Повороты головы. Упражнение выполняется с исходной позиции стоя, руки расслабленно вытянуты вдоль тела, мускулатура брюшного пресса напряжена, спину держат ровно, ноги на ширине плеч.Делают короткий и интенсивный вдох, одновременно с этим поворачивая голову влево, спокойно выдыхают, возвращаясь в исходное положение, и сразу же делают новый вдох с поворотом в другую сторону.
  • Наклоны головы. Исходная позиция как для упражнения «Повороты головы». При резком и коротком вдохе голову наклоняют, прижимая ухо к левому плечу, осуществляют плавный выдох, возвращаются в начальную позицию и, без паузы, снова вдыхают и наклоняют голову уже вправо. Всего делают двенадцать подходов по восемь вдохов-выдохов в каждом.
  • Наклоны головы вперёд-назад. Исходная позиция та же, на вдохе голову наклоняют так, чтобы подбородок прижался к груди, спокойно выдыхают, возвращаясь в исходное положение. Повторяют 12 подходов по 8 раз, между вдохами-выдохами в одном подходе не делают паузы. Движения головы при этом должны быть плавными и спокойными.
  • Веселый танец. Упражнение выполняют из положения стоя с расслабленными руками и плечевым поясом, ноги сводят вместе. На вдохе делают шаг вперёд с левой ноги, перенося на неё вес тела. Левая нога чуть согнута, правая на носке, согнутые в локтях руки отводят вперёд и влево. При выдохе возвращаются в начальную позицию. Без паузы при следующем же вдохе делают шаг уже другой ногой, повторяя движение рук в противоположную сторону. На выдохе снова принимают исходное положение.
  • Шаг вперёд. Исходная позиция как для упражнения «Веселый танец». Во время активного и шумного вдоха левую ногу сгибают в колене и подтягивают к животу, одновременно с этим немного приседая на правой ноге, при выдохе возвращаются в начальную позицию. Во время следующего вдоха-выдоха меняют ноги.
  • Шаг назад. Исходная позиция та же, что и для упражнения «Шаг вперёд». Теперь во время вдоха ногу отводят назад, стараясь согнуть её так, чтобы пятка касалась ягодицы, одновременно приседая на другую ногу. На выдохе возврат в начальное положение. Начинают упражнение с левой ноги, на следующем вдохе ногу меняют.
Новые статьи:  После тренировки болят локти

Упражнение, позволяющее быстро угомонить приступ кашля на первом этапе его возникновения: исходная позиция стоя или сидя, ладони свободно лежат на животе так, чтобы между ними была расположена пупочная ямка. Каждый раз, перед тем как начнётся кашель, немного надавливайте ладонями на живот по направлению сверху в низ, словно пытаясь «вытолкнуть» кашель в пол.

После выполнения комплекса дыхательных упражнений рекомендуется завершить гимнастику упражнениями «Обними плечи» и «Насос». При лечении хронического бронхита и обструктивной болезни лёгких рекомендуется ежедневно выполнять все упражнения гимнастики Стрельниковой в указанной очередности. Во время выполнения упражнений необходимо следить за самочувствием — гимнастика не должна приносить дискомфорта и неприятных ощущений.

[Видео] 1 упражнение и БРОНХИТ уйдет! Как ВЫВЕСТИ МОКРОТУ с бронхов? Быстро вылечить бронхит:

[Видео] Доктор Евдокименко — Гимнастика для лёгких и бронхов – НЕ дыхательная!:

Особенности работы с детьми

Дыхательная гимнастика имеет огромное значение в терапии заболеваний дыхательной системы у детей. Если лечение проводится только медикаментозными средствами, процесс выздоровления может замедлиться, так как мокрота не удаляется вовремя из дыхательных путей. Органы дыхания окончательно заканчивают формироваться к двенадцати годам, поэтому тяжёлый бронхит в раннем возрасте может спровоцировать дальнейшие патологии и в общем сложнее поддаётся лечению.

Гимнастика Стрельниковой не только помогает усилить процессы самоочищения бронхов, но и укрепляет дыхательную мускулатуру. Выполнять упражнения ребёнок может вместе с взрослым, чтобы дыхательная гимнастика при бронхите не казалась ему утомительной и скучной, занятия проводятся в игровой форме. Лечебную гимнастику практикуют, только когда состояние ребёнка стабилизировалось – обострение позади, температура тела нормальная, а с начала медикаментозной терапии прошло не менее трёх дней.

Играем и укрепляем дыхание малыша

Если необходимо провести дыхательную гимнастику с маленьким ребёнком, то главное – увлечь его процессом, придав упражнениям игровую форму. Так, в качестве дыхательного упражнения детям можно предложить выдувать мыльные пузыри или надуть воздушный шар, запускать парусники в ванне, используя как ветер собственное дыхание. Достаточно 10-15 минут таких упражнений ежедневно, и спустя несколько недель вы обнаружите первые результаты. Дыхательные мышцы укрепляются, нормализуется процесс вдоха и усиливается кислородный обмен в тканях, органы дыхания восстанавливают свою функцию.

Для закрепления эффекта после дыхательной гимнастики рекомендуется провести дренажный массаж – лёгкими простукивающими движениями ладоней пройтись с передней и задней стороны грудной клетки. Это стимулирует процесс откашливания и отхождение мокроты.

Внимание! Информация носит ознакомительный характер и не может использоваться для самодиагностики и назначения лечения. Всегда консультируйтесь с профильным врачом!

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *