Сетевое издание Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 1,006

Тройные сальто – сложность на грани возможного

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Хочется рассказать о таком сложнейшем элементе как тройное сальто в спортивной гимнастике. Когда оно впервые было исполнено и кем, какова его дальнейшая судьба в комбинациях гимнастов и гимнасток. Вообще, в начале 70-х годов гимнасты уже отлично умели исполнять двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360 на всех снарядах. На этапе Кубка мира в 1974 году советский гимнаст Валерий Ложкин демонстрирует соскок двойным сальто назад прогнувшись. С этого момента начинается освоение сложных соскоков с перекладины. Именно отличное исполнение двойного бланша является базой для более сложных соскоков, в том числе и тройного сальто. И вот в конце 70-х (сложно сказать в каком году точно) великий советский гимнаст Николай Андрианов исполняет впервые на международной арене уникальный соскок тройным сальто с перекладины. Есть видео 1978 с его исполнением (на 19 минуте): Элемент породил споры, а не стоит ли вообще его запретить как сверх-травмоопасный. Но было принято решение оставить элемент в покое. Так тройное сальто впервые появилось в гимнастике. И ради справедливости заметим, что на Чемпионате СССР чуть раньше Андрианова тройное сальто было продемонстрировано Геннадием Крысиным. Следующей вехой в исполнении тройных сальто было выполнение его на кольцах. Это произошло в 1981 и первым автором тройного стал советский спортсмен Юрий Королёв. Тройные сальто пока ещё далеки от идеала, ноги очень широко разведены в коленях. Но это уже полноценные выполнения этого уникального элемента. Надо также отметить, что прошло каких-то два года и на Чемпионате мира 1983 тройное сальто получило массовое распространение в программах гимнастов всего мира. А к 1987 году вообще, тройное на перекладине было чуть ли не у каждого второго гимнаста топ-уровня. Это может выглядеть странным, но тройное сальто исполняется чаще, чем двойные бланши с винтами. Хотя в наше время всё наоборот. Двойные прогнувшись с двумя винтами являются стандартным соскоком мастера высокого класса, а тройное сальто очень редко встретишь. Это вызвано не столько сложностью тройного сальто, сколько нестабильностью в приземлении. Уж больно сложного после него прийти в доскок. А на кольцах и в 80-е годы тройное – это достаточно редкий соскок, каким он и останется в последствии. Что дальше? Встаёт вопрос о выполнении тройного на ковре для вольных упражнений. Задача просто супер-сложная. В 80-е года ковёр толкал совсем не так, как сейчас. И всё-таки, задача была решена! Впервые тройное сальто на вольных упражнениях было показано в 1986 году на Чемпионате СССР Юрием Порпленко. Есть видео его исполнения в 1987 году (на второй минуте) Официально на международных соревнованиях тройное сальто было исполнено Валерием Люкиным в 1987 году. Но советские гимнасты не остановились на этом. Пока весь мир сидел, открыв рот и с выпученными глазами наблюдал за уникальным трюком на вольных, Владимир Гоголадзе на Олимпийских играх в 1988, т.е. всего через год, опять-таки демонстрирует высоченное тройное сальто. Следующее выполнение тройного сальто на вольных пришлось на 1992 год. На этот раз его продемонстрировал выдающий китайским мастер Ли Сяошуанг. Эстафета тройного сальто после китайского гимнаста будет передана уже в 1996 в исполнении российского гимнаста Евгения Подгорного (2:40). Как можно видеть тройное сальто гимнасты освоили, но тем не менее его исполнителей можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. Ведь после Евгения следующее исполнение тройного сальто на международной арене состоялось только в 2016 году, т.е. через 20 лет! Исполнил этот сложнейший элемент россиянин Никита Нагорный. Причём впервые за всю историю гимнастики в доскок! Всё это говорит о том, что тройное сальто можно назвать «русским элементом». Ведь на чемпионатах России его показывал и Евгений Белоусов в 2005 году, и Денис Аблязин и Дмитрий Ланкин в 2017. Демонстрировал тройное в 2017 и гимнаст из Израиля с русскими корнями Артём Долгопят. Мы рассмотрели, как исполнялось тройное сальто на вольных упражнениях. И заметим, что ещё в далёком 1988 году на Чемпионате Европы был показан элемент «следующего поколения» — тройной твист. Элемент был выполнен с падением и не был засчитан, но попытка просто потрясающая. Пока это предел акробатики на вольных упражнениях. Теперь опять вернёмся к 80-м годам и упражнении на перекладине. Следующим витком в развитии тройного сальто стало его выполнение с поворотом на 360 градусов. Это впервые сделал уникум из Германии Майк Белле. Как обычно, советские гимнасты не остались в стороне от технического прогресса. И Сергей Румбутис продемонстрировал, пожалуй, даже более сложный элемент – тройное сальто вперёд! Если элемент Белле ещё был несколько раз показан в будущем (например, Джонатаном Хортоном), то элемент Румбутиса так и не повторён до сегодняшнего дня! И это было выполнено в далёких 80-х годах! На этом не кончились усложнения тройного сальто в упражнении на перекладине. В 1996 году Каспером Фарданом исполняется тройное сальто назад в положении согнувшись. Ещё отметим, что на перекладине есть побратим тройного сальто, равный с ним по сложности. Это элемент «Хоффманн» или 2,5 сальто назад через перекладину. И опять немного вернёмся к кольцам. Как уже отмечалось выше, тройное сальто всегда было редким соскоком, каким является и сейчас. Но вот в 2017 году на этапе Кубка мира американский спортсмен Донел Уитенбург продемонстрировал впервые тройное сальто назад согнувшись. Пока это предельный по сложности элемент на данном снаряде.

Новые статьи:  Онлайн тренировки в домашних условиях
Если тройное сальто можно выполнить на перекладине, то ведь возможно его сделать на разновысоких брусьях? Оказывается, что да. Пусть это будет и на гране фантастики. И такую фантастику продемонстрировала в конце 80-х годов советская гимнастка Светлана Козлова. Но т.к. она не выполнила его на крупном международном турнире, то в честь неё элемент назван не был. Но всё же был второй случай исполнения тройного сальто у девушек на брусьях. И вот в этот раз с присвоением имени. Это произошло более чем через десять лет спустя. Впервые его продемонстрировала мексиканская гимнастка Брэнда Магана. Если покопаться в сети, то можно найти много полезной информации. А если быть точным то, что оказывается тройное сальто исполняли за всю историю четыре гимнастки. В том числе Александра Сорокина и Тесса Пама. И остался ещё один снаряд, который мы не рассмотрели – это параллельные брусья у мужчин. На официальных соревнованиях тройное сальто ни разу не было исполнено. Но ещё в конце 90-х, начале 2000-х, рядом спортсменов оно было показано на тренировках без падения. Есть единственное видео исполнения его японцем Дайсуке Накано. На сегодняшний день, это всё. Будем ждать дальнейшей эволюции одного из самых сложных элементов в спортивной гимнастике.

Автор

  • Гимнастика
  • Валерий Люкин
  • спортивная гимнастика
  • Николай Андрианов

Сложные гимнастические упражнения

В статье представлена методика обучения сложным гимнастическим упражнениям на перекладине. Автором разработан тренажер для выполнения большого спектра упражнений: подготовительных, подводящих, а также упражнений на батуте, позволяющих формировать основные компоненты техники упражнений с фазой полета. В результате исследований выявлен высокий коэффициент обученности экспериментальной группы, который достиг 0,91 по сравнению с контрольной группой в 0,41. Использование разработанной методики обучения в учебно-тренировочном процессе гимнастов на этапе углубленной специализации позволяет более качественно осваивать технику отдельных фаз разных по структуре движений: разгонные и бросковые действия, фазу полета, фазу прихода на опору, овладения хватами – перехватами, а также снижать вероятность падения со снаряда, исключать ощущение боязни при первоначальном и последующем исполнении, что обеспечит преимущество над соперниками в будущем соревновании.

218 KB
сложные упражнения в спортивной гимнастике
тренажеры
психологическая подготовка гимнастов

1. Анцыперов В.В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий : автореф. дис. … докт. пед. наук. — Волгоград, 2008. — 53 с.

2. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. — М. : Физкультура и спорт, 2004. – С. 127 – 129.

3. Гавердовский Ю.К. О понятии адаптации обучающего упражнения в гимнастике // Вопросы обучения гимнастическим упражнениям. — Волгоград, 1982. — С. 3-11.

4. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений : учебное пособие. – М. : Физкультура и спорт, 2002. – 324 с.

5. Мамзин В.И. Базовые гимнастические упражнения : учебное пособие. — Волгоград, ВГАФК, 2001. – 75 с.

6. Терехина Р.Н., Бурда-Андрианова Л.В. Сложность соревновательных программ гимнасток / Р.Н. Терехина, Л.В. Бурда-Андрианова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 7. – С. 92-95.

Необходимость поиска путей эффективного обучения сложным гимнастическим упражнениям обусловлена значительной конкуренцией соревновательных программ лучших гимнастов мира. По признаку сложности их комбинаций на видах многоборья определяется достижение в методиках обучения. Сегодня можно утверждать, что, изобретая новые элементы и соответствующие методики для их результативного обучения и совершенствования, можно добиться успеха в гимнастике [6].

Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать эффективность методики обучения сложным гимнастическим упражнениям с фазой полета на перекладине.

Анализ фундаментальных теоретических и практических работ [1; 2; 4; 5], предварительные исследования, педагогический опыт, педагогические наблюдения за деятельностью спортсменов и тренеров на учебно-тренировочных занятиях, анкетный опрос тренеров высокой квалификации и результаты предварительно проведенных исследований позволили разработать методику обучения сложным упражнениям на перекладине.

Материал и методы исследования

В основу разработки методики обучения сложным упражнениям с фазой полета на перекладине легли основные положения, разработанные Гавердовским Ю.К. [3], об «адаптации обучающего упражнения». Автором условно выделены две категории методов адаптации. Одна из них связана с возможностью видоизменения самого целевого задания, которое может предъявляться занимающемуся не в полном своем объеме. В этом случае адаптация достигается за счет «уменьшения информационных перегрузок». Другая категория методов адаптации предполагает изменение не столько самого учебного задания, сколько изменение условий выполнения движения.

В связи с этим целью методики явилось: формирование основных компонентов техники сложных упражнений с фазой полета на перекладине у гимнастов на этапе специализированной подготовки.

Поставленная цель конкретизировалась в следующих задачах.

1. Воспитывать уверенное исполнение сложных упражнений с фазой полета на перекладине.

2. Формировать навыки отдельных фаз упражнений с фазой полета:

  • разгонные движения;
  • бросковые движения;
  • фаза полета;
  • фаза прихода на опору;
  • овладения хватами — перехватами.

3. Развивать физические качества: сила, скоростно-силовые, быстрота.

4. Развивать координационные качества по параметрам пространственно-временных характеристик движения.

Для реализации задач обучения сложным упражнениям нами было использовано множество средств. Особенностью явилось использование тех движений, которые позволят в дальнейшем подвести к выполнению сложных упражнений данной структурной группы. К ним в первую очередь следует отнести упражнения базовой подготовки, с формирования которых следует начинать освоение действий. Не имея исходной базы, приступать к разучиванию соответствующего упражнения не следует.

Три группы средств, выполняемых на тренажере и без его использования: подготовительные, подводящие упражнения и основные двигательные действия.

Подготовительные упражнения решают задачи развития основных физических качеств, требуемых гимнасту при выполнении конкретных двигательных действий.

Подводящие упражнения обеспечивают адаптивность обучения за счет использования упрощенных форм движения, постепенно и последовательно «подводящих» гимнаста к обучению полетных упражнений. Это происходит как благодаря упрощению программы движения, так и посредством изменения условий работы, включая различные виды технической, физической, психологической помощи.

Новые статьи:  Базовые упражнения на все группы мышц

После формирования необходимых параметров занимающиеся переходят к освоению основных двигательных действий, которые представлены серией последовательно и логически связанных друг с другом элементарных движений. Это целостные, структурно завершённые, соревновательные упражнения. Они используются как учебный материал, отрабатывая различные компоненты техники обучаемого упражнения.

Учебные задания в естественных условиях выполняются в стандартных условиях, то есть без тренажера. Чаще всего — это упражнения, которые можно выполнять после прохождения всех предыдущих групп упражнений.

В методике обучения каждого обучающего упражнения представлены методические указания, при соблюдении которых достигается наибольший эффект и определенная последовательность упражнения. Качественное освоение предлагаемых двигательных действий в дальнейшем позволит обучать группы однопрофильных упражнений по степени нарастания трудности.

В сложной и динамично развивающейся спортивной гимнастике тренеру приходится решать многогранные задачи, которые определяют перспективно-прогностическую модель будущего гимнаста. Тренер должен уверенно и в совершенстве владеть методами педагогического воздействия, так как сложные упражнения по своему содержанию — это точные и тонкие действия со стороны исполнителя.

Нами определены и систематизированы методы обучения, которые лежат в основе обучения сложным упражнениям с фазой полета на перекладине.

Эти методы делятся на две группы: методы общепедагогические (словесный и наглядный) и специфические (метод строго регламентированного упражнения, психологическое сопровождение учебно-тренировочного процесса, метод расчлененно-конструктивного и целостного упражнений).

Словесный метод практически реализовался в следующих мето­дических приемах: описании, объяснении, рассказе, инструкции, указании, команде, распоряжении, просьбе.

Метод наглядной демонстрации представлял собой показ упражне­ния на видеосъемке, на макете фигурки гимнаста, в использовании внешних ориенти­ров, ограничителей движений и др. Помощник тренера вел видеосъемку выполнения обучающих упражнений, после чего производился анализ техники упражнений, подбирались наиболее удачные попытки исполнения, сравнивались между собой.

Метод строго регламентированного упражнения характеризуется многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия.

Сущность целостного метода состоит в том, что техника упражнений осваивалась с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Данный метод позволял совершенствовать структурно несложные движения (например, упражнения базовой подготовки).

Расчлененно-конструктивный метод предусматривал расчленение целостного упражнения (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое (например, отработка фазы полета и приземление на гриф перекладины ногами).

В практике нашего педагогического эксперимента данные методы часто комбинировали. Сначала разучивали упражнение целостно. Затем осваивали самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращались к целостному выполнению упражнения.

Спортивная гимнастика — один из сложнейших видов спорта. Она отличается ростом сложности элементов, связок, комбинаций и, как следствие, возникновением значительного количества травмоопасных ситуаций. Сегодня можно утверждать, что успеха добиваются те гимнасты, которые выполняют сложные упражнения на пределе психических возможностей, когда ситуации выполнения подобных элементов порой приближаются к экстремальным.

В научно-методической литературе практически отсутствуют описания некоторых приемов психологического сопровождения при обучении сложным упражнениям в спортивной гимнастике.

Проведенные нами предварительные исследования позволили выделить наиболее характерные этапы для решения следующих задач психологической подготовки гимнастов к выполнению сложных упражнений на перекладине.

Задача 1. Определение обучающих упражнений на перекладине решалось уточнением намеченной программы в предварительном этапе подготовки: составлялся список элементов для обучения; обеспечивалось развитие благоприятных эмоций, нервной и физической «свежести», создание благоприятных условий тренировки и отдыха, словесное воздействие, формирование решительности, воли к победе, внушение уверенности в своих силах.

Задача 2. Обучение сложных упражнений. Первоначальное опробование подразумевает решение проблемы, когда гимнаст должен приобрести чувство уверенности в своих технических действиях на новый элемент, прочувствовать «реакцию опоры» и «виса» на видах многоборья. На данном этапе гимнасты пробовали в качестве подводящих упражнений только подготовительную фазу упражнения — «отталкивание» от опоры, а тренер имитировал «задвигание» мата.

Задача 3. Совершенствование сложных упражнений и связок: тренер, используя «проводку» по движению, помогал гимнастам увеличить фазу полета на перекладине и зафиксировать нужное положение. Далее то же самое происходило на стандартном снаряде, только без проводки тренера, где опробовалось только действие тренажера.

Задача 4. Выполнение комбинаций в условиях соревнованиям. Саморегуляция эмоционального состояния.

В педагогическом эксперименте использовались следующие типы занятий: учебно- тренировочное и контрольное, а также в ходе обучения нами проводился педагогический контроль, направленный на проверку уровня сформированности навыка выполнения сложных упражнений на перекладине. Состояние подготовленности гимнастов проверялось в конце педагогического эксперимента и предусматривало выставление оценки за технику исполнения.

Организационно-методические указания, представленные в каждом комплексе, имеют описательный характер движений и предполагаемых ошибок. Также предложена и дозировка к каждому упражнению.

Обучение сложным упражнениям на перекладине осуществлялось поэтапно. На каждом из них решались определенные задачи (табл. 1).

Содержание этапов обучения сложным гимнастическим упражнениям с фазой полета на перекладине

Спортивная гимнастика: что это за вид спорта

спортивная гимнастика

спортивная гимнастика

Гимнастика

Спортивная гимнастика – это вид гимнастики, традиции которой восходят к античности. Этот термин относится к двигательным упражнениям, которые помогают обеспечить хорошую осанку, а также сохранить правильные пропорции тела. Гимнастика – популярная дисциплина на многих спортивных мероприятиях, она стала олимпийским видом спорта уже в 1896 году и с тех пор претерпела серьезные изменения. Далее будут рассмотрены все основные моменты, связанные с этим видом спорта.

История спортивной гимнастики

  • искусство;
  • музыка;
  • философия.
Новые статьи:  Упражнения для беременных на ранних сроках

Греки верили в баланс между разумом и телом, который мог быть достигнут только благодаря сочетанию физических упражнений и интеллектуальной деятельности. Сегодня спортивная гимнастика представляет собой искусное сочетание спорта и искусства, но основная идея остается неизменной и по сей день.

Современная спортивная гимнастика берет свое начало в 19 веке. В 1881 году была основана Международная федерация гимнастики (FIG) для продвижения этого вида спорта. В 1886 году спортивная гимнастика была включена в число олимпийских видов спорта, а в 1903 году в бельгийском городе Анверс был проведен первый чемпионат мира по гимнастике, названный 1-м гимнастическим турниром.

Когда-то спортивной гимнастикой занимались исключительно мужчины. В настоящее время в гимнастике соревнуются как мужчины, так и женщины.

В чем заключается суть спортивной гимнастики?

Спортивная гимнастика отражает двигательные функции человеческого тела. Простые гимнастические упражнения, выполняемые ежедневно, улучшают осанку. Спортивная гимнастика также помогает улучшить физическую форму, поэтому многие люди, тренирующиеся в других видах спорта, используют гимнастику как способ повысить свою работоспособность.

Занятия спортивной гимнастикой приносят много пользы:

разогревают суставы и выравнивают кровяное давление; подходят для повышения гибкости тела, улучшения координации, моторики и ловкости; улучшают общее состояние организма. Спортивная гимнастика – это в первую очередь работа со снарядами. Она также включает в себя элементы акробатики и калистеники (последняя – это физическая активность с использованием веса собственного тела, например, отжимания или приседания). Спортивная гимнастика включает в себя сложные упражнения продолжительностью от 30 до 90 секунд с использованием различных инструментов. На всех видах спортивных соревнований выступления мужчин и женщин оцениваются судейской коллегией, которая присуждает баллы за сложность упражнений и правильность техники. Правила подсчета очков установлены Международной федерацией гимнастики.

Участники завоевывают индивидуальные или командные медали в отдельных видах. Участники соревнований по спортивной гимнастике, как правило, люди невысокого роста. Невысоким людям легче выполнять большинство упражнений. Спортивная гимнастика требует развития высокого уровня физической подготовки. Люди, тренирующиеся в этом виде спорта, в первую очередь работают над такими элементами, как:

  • двигательная координация;
  • сила;
  • гибкость;
  • динамика движений;
  • техника выполнения упражнений.

Выполнение свободных последовательностей упражнений требует от спортсменов хорошей работы дыхательной и кровеносной систем, поэтому во время тренировок состояние их организма также укрепляется. Как и любой вид спорта, спортивная гимнастика также связана с огромными нагрузками на организм и может привести к травмам. Однако при любительской практике количество преимуществ оказывается непомерно высоким.

Соревнования по спортивной гимнастике

Соревнования по спортивной гимнастике у мужчин и женщин включают различные упражнения. Женщины участвуют в 4 соревнованиях, а мужчины – в целых 6. Участники завоевывают медали индивидуально в каждом соревновании, а также в гимнастическом многоборье (сумма очков из всех соревнований). Подсчетом очков в спортивной гимнастике занимается судейская коллегия, которая оценивает сложность комбинации упражнений и правильность техники их выполнения. Спортсмен, набравший большее количество баллов, становится победителем.

Женская спортивная гимнастика

Соревнования по женской гимнастике включают такие снаряды, как:

  • опорный прыжок;
  • разновысокие брусья;
  • бревно;
  • вольные упражнения на ковре.

Опорный прыжок – это соревнование, которое включает в себя прыжок через гимнастический стол сразу после отталкивания от него двумя или одной рукой и сочетающееся с представлением гимнастических элементов на лету, таких, как многократные вращения вдоль оси тела. Разбег до прыжка не должен превышать 25 метров. Для женщин длина гимнастического стола составляет 125 см.

Равновесные брусья – это упражнения, требующие комбинации маятниковых движений, стоек на руках, вращений и сальто с использованием двух параллельных шестов на высоте 1,95 см и длиной 3,5 м.

Бревно – это приспособление, основным элементом которого является деревянный брус, покрытый мягким материалом, по нему гимнаст перемещается для поддержания равновесия.

Вольные упражнения на ковре – это акробатические прыжки в сочетании с гимнастическими элементами: силой, гибкостью и балансом. Они выполняются спортсменом на ковре размером 12х12 метров.

Выступление может длиться максимум 90 секунд и выполняется под специально подобранную музыку. Женская гимнастика была включена в олимпийскую программу еще в 1928 году и впервые была представлена на Играх в Хельсинки в 1952 году. В 1992 году Международная федерация гимнастики повысила минимальный возраст для гимнасток до 17 лет.

Мужская спортивная гимнастика

Соревнования по мужской спортивной гимнастике включают такие упражнения, как:

  • опорный прыжок;
  • вольные упражнения на ковре;
  • конь-махи;
  • кольца;
  • параллельные брусья;
  • перекладина.

Опорные прыжки, как и в женских упражнениях, включают в себя прыжки через гимнастический стол. Разница заключается в длине стола, которая для мужчин должна составлять 135 см.

Вольные упражнения на ковре, как и женские, представляют собой ритмичную и гармоничную композицию, в которой представлены акробатические прыжки в сочетании с гимнастическими элементами. Разница в том, что для мужчин продолжительность выполнения не должна превышать 70 секунд.

Конь-махи – это упражнение, которое включает в себя круговые движения с соединенными или разведенными ногами, при этом руки держат весь вес тела.

Кольца – это упражнение, включающее в себя элементы выносливости, маха и силы, и предполагающее висение в упоре или стояние на руках.

Параллельные брусья – это упражнение, которое состоит из элементов полета и взмаха на двух параллельных шестах (поручнях).

Последним гимнастическим упражнением, которое выполняют мужчины, является перекладина. Ее суть заключается в выполнении вращательных движений тела от опоры к опоре вокруг оси тела. Это упражнение состоит исключительно из маховых элементов.

Читайте также: Что такое тхэквондо

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *