Реферат Методы спортивной тренировки материал по физкультуре (5 класс)
Спортивная тренировка
Спортивная тренировка – это многократное регулярное выполнение определенного комплекса спортивных упражнений для достижения более высокого результата, а также обучение спортсмена определенным техникам и тактикам.
Цель спортивной тренировки состоит в подготовке спортсмена к профессиональным спортивным соревнованиям. Подготовка направлена на достижении того максимального результата, который только может выдать спортсмен с учетом его текущего уровня подготовки, пола, возраста и индивидуальных способностей. Также тренер и его команда учитывают специфические характеристики соревновательной деятельности, которые могут гарантировать достижение тех результатов, которые изначально запланированы.
Спортивная тренировка очень многосторонняя, она включает в себя разные способы подготовки спортсмена:
- Теоретическая;
- Техническая;
- Физическая;
- Психическая;
- Тактическая.
В тренировочной деятельности, и особенно если эта деятельность выстраивается вокруг профессионального спортсмена, который готовится к соревнованиям, ни одна из сторон тренировок не проявляет себя как-то изолированно. Эти характеристики и черты объединяются в весьма сложный комплекс, который направлен на достижение наивысших показателей. Тренер определяет приоритетные возможности в перспективе, оценивает интенсивность тренировок, а спортсмен выполняет комплекс упражнений, который может постоянно усложняться.
Спортивные тренировки позволяют решить несколько ключевых задач, а именно:
- Освоить технику выбранной спортивной дисциплины, нюансы тактики;
- Совершенствовать двигательные качества;
- Повышать функциональные возможности всех систем организма;
- Воспитать необходимые нравственные, моральные и волевые качества, которые будут крайне необходимы как в спорте, так и в повседневной жизни;
- Обеспечить необходимый уровень психической подготовки.
«Спортивная тренировка» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Еще одна важная задача спортивной тренировки состоит в приобретении теоретических навыков и знаний, а также практического опыта, который необходим для успешной соревновательной деятельности. Спорт – это не только физическая активность и сила. Это еще и способность быстро реагировать, принимать решения во время соревнований, выстраивать или полностью менять тактику поведения во время соревнования. Спорт развивает не только физические качества человека, но и его моральные, волевые характеристики, интеллект и способность прогнозировать последствия своих действий и поведения. Комплексные результаты решения всего перечня задач спортивной тренировки затем выражаются в таких понятиях, как тренированность индивида, его подготовленность и спортивная форма.
Средства спортивной тренировки
Спортивная тренировка предполагает использование определенных средств. Физические упражнения – это специфические средства спортивной тренировки, которые характеризуются активной двигательной деятельностью. Состав и уровень сложности упражнений определяется спортивной дисциплиной, уровнем текущей физической подготовки. Важную роль играет пол и возраст спортсмена, так как для девушек и юношей предполагается разработка разных программ тренировок. Также ориентируются на вид спорта, его сезонность, наличие или отсутствие специфической инфраструктуры и тех средств, благодаря которым спортсмен может иметь доступ к регулярным нагрузкам и тренировкам.
Средства могут быть разделены на три крупные группы упражнений:
- соревновательные,
- подготовительные,
- общеподготовительные.
Подготовительные от общих отличаются тем, что первая группа упражнений включает в себя специфические виды деятельности и нагрузки. Это специальные подготовительные упражнения, в которых занят спортсмен, занимающийся в определенной дисциплине. Для хоккеистов, футболистов или гимнастов специальные тренировки будут отличаться, а вот общеподготовительная группа упражнений может совпадать.
Избранные соревновательные упражнения представлены целостным комплексом действий, которые являются средствами ведения спортивной борьбы. Они выполняются по возможности и в соответствии с правилами состязаний. Также избранные упражнения могут быть доступны человеку, если он уже прошел весь комплекс общих и специальных упражнений. Избранные упражнения отличаются определенным уровнем сложности, также они выполняются в специально подготовленных условиях и с применением специального оборудования. Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования. Избранные упражнения выполняются под строгим присмотром тренера, который может сам определять уровень сложности, а также контролировать текущее состояние спортсмена. Избранные тренировки оказывают очень большое воздействие на организм человека, и необходимо очень аккуратно подходить к их организации и введению в практики спортсмена.
Спортивные тренировки организуются посредством реализации двух групп методов. Общепедагогические методы включают в себя словесные и наглядные методы, а практические – это уже регламентированные упражнения. Практические методы могут подразделяться на игровые и соревновательные. Важно, что методы спортивных тренировок также подбираются в соответствии с уровнем подготовки спортсмена и сложностью тренировок, к которым уже подготовлен его организм. Начинают со словесных методов, объясняя теоретические основы выполнения упражнений и их пользы. Затем переходят к прикладным методам, когда спортсмен может на собственном опыте убедиться в целесообразности тренировки.
Введение
Является научно доказанным, что спорт является значительной составляющей полноценного развития каждой личности. Чтобы стать сильным и выносливым нужно долго и тщательно тренироваться. Для наилучшего результата от тренировок применяют специальные методы.
В спортивной тренировке под термином «метод» нужно понимать способ использования основных средств тренировки, а также совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
В комплексе с системой упражнений, составляющей специфическую основу тренировочного процесса, в спортивной тренировке используются многие общепедагогические и практические методы, включенные в систему подготовки спортсмена.
Целью спортивной тренировки можно считать достижение максимально вероятного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, определенного спецификой вида спорта и требованиями достижения предельно высоких результатов в соревновательной деятельности.
Цель работы – раскрыть методы спортивной тренировки.
В соответствии с целью были определены задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия спортивная тренировка и методов спортивной тренировки.
2. Изучить общепедагогические методы спортивной тренировки.
3. Раскрыть практические методы спортивной тренировки.
Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Сущность понятия спортивная тренировка и методы спортивной тренировки
Физиологи труда под тренировкой разумеют все физические нагрузки, которые порождают морфологическое либо функциональное приспособление и изменение организма, а, следовательно, и повышение его работоспособности. В данном значении, к примеру, и физический труд может, приобрести характер тренировки и вызывать тренировочные адаптации.
Повторения, которые направлены на улучшение двигательных действий, физиологи труда именуют упражнением, а увеличивающий работоспособность результат — «упражненностью» (тренированностью) [2].
В более широком варианте термин «тренировка» используют на сегодняшний день как определение всякой организованной подготовки, целенаправленно устремленной на быстрое повышение физической, умственной, психической или моторно-технической работоспособности человека.
В области спорта речь идет о спортивной тренировке, под которой, в основном, имеют в виду подготовку спортсменов к достижению высоких и наивысших (рекордных) спортивных результатов. Матвеев [3, с. 88] под спортивной тренировкой в узком смысле разумеет физическую, технико-тактическую и морально-волевую подготовку спортсмена, которая осуществялется посредством физических упражнений. Это толкование понятия находит свое выражение в терминах «силовая тренировка», «тренировка выносливости», «метод тренировки», «состояние тренированности», «интервальная тренировка» и т. д.
Совершенствование спортсмена в ходе тренировки, которое постоянно должно анализироваться и организовываться в аспекте единства образования и воспитания, исполняется в разнообразных формах и разнообразными средствами.
В спортивной тренировке под термином метод понимается способ применения главных средств тренировки и совокупность правил, а также приемов деятельности спортсмена и тренера.
В процессе спортивной тренировки применяются две большие группы методов:
1) общепедагогические, включают в себя словесные и наглядные методы;
2) практические, содержат в себе метод строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы.
Рассмотрим данные методы подробней.
2. Общепедагогические методы спортивной тренировки
Словесные методы – это методы использования слова и чувственной информации. К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, можно отнести: объяснение, рассказ, анализ, беседа, обсуждение и др [5, с. 24]. Они наиболее часто применяются в сжатой форме, в особенности в ходе подготовки квалифицированных спортсменов, чему содействует специальная терминология, соединение словесных методов с наглядными. Результативность тренировочного процесса во многом зависит от верного употребления команд, указаний, замечаний, словесных оценок и пояснений.
К наглядным методам, применяемым в спортивной практике, можно причислить [4]:
1) верный в методическом отношении показ некоторых упражнений и их элементов, который, как правило, проводит тренер или квалифицированный спортсмен;
2) показ учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;
3) использование простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;
4) применение звуковых, световых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства в свою очередь позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, динамических и пространственных характеристиках движений, а порой и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.
Таким образом, словесные методы – это объяснение, рассказ, анализ, беседа, обсуждение; наглядные – показ фильмов, некоторых элементов и упражнений, применение звуковых, световых и механических лидирующих устройств.
3. Практические методы спортивной тренировки
К методам строго регламентированного упражнения относятся те методы, которые преимущественно направленны на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.
Среди методов, которые обращены преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом исполняется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, деление которых на части невозможно [1, с. 93]. Тем не менее, при освоении целостного движения внимание спортсменов сосредоточивают последовательно на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.
При разучивании более либо менее сложных движений, которые можно поделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники исполняется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к объединению в единое целое ранее изученных составляющих сложного упражнения.
При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов немалая роль отдается подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура главных упражнений, тем не менее, при их выполнении обеспечиваются условия, которые облегчают освоение двигательных действий.
Среди методов, которые обращены преимущественно на совершенствование физических качеств, можно выделить две основные группы методов – интервальные и непрерывные [2]. Непрерывные методы можно охарактеризовать однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы в свою очередь предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
При применении данных методов упражнения могут осуществляться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном – варьирующей.
Непрерывные методы тренировки, которые используются в условиях равномерной и переменной работы, как правило, применяются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.
В качестве примера приведем греблю на дистанциях 5000 и 10000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 5000 и 10000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью. Указанные упражнения будут содействовать, в основном, росту аэробной производительности спортсменов, вырабатыванию их выносливости к длительной работе, росту ее экономичности.
Довольно широко используются в спортивной практике и интервальные методы тренировки (в том числе комбинированные и повторные). Выполнение серии упражнений одинаковой и различной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является характерным для этих методов. В качестве примеров можно привести типичные серии, обращенные на улучшение специальной выносливости: 10х400; 10х1000 м – в беге и беге на коньках, в гребле.
Игровой метод применяется в ходе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного улучшения двигательной деятельности в усложненных условиях [1, с. 222]. В наибольшей мере он позволяет улучшать такие качества и способности, как находчивость, ловкость, быстрота ориентировки, инициатива, самостоятельность. В руках умелого педагога он выступает в роли действенного метода воспитания товарищества, коллективизма, сознательной дисциплины и прочих нравственных качеств личности.
Игровой метод зачастую воплощается в виде разных подвижных и спортивных игр.
Соревновательный метод предполагает намеренно созданную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в роли оптимального способа роста эффективности тренировочного процесса [2]. Использование этого метода объединено с высокими требованиями к технико-тактическим, психическим и физическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности основных систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное улучшение разных сторон подготовленности спортсмена.
При применении соревновательного метода необходимо широко варьировать условия проведения соревнований, с тем, чтобы предельно приблизить их к тем требованиям, которые в максимальной мере содействуют решению поставленных задач.
Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные методы спортивной тренировки используются в многообразных сочетаниях. Каждый метод применяют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, определенным особенностями спортивной практики. При подборе методов нужно следить за тем, чтобы они строго отвечали поставленным задачам, половым, а также возрастным особенностям спортсменов, их подготовленности и квалификации, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.
Таким образом, к практическим методам причисляются методы: соревновательные, игровые, непрерывные, интервальные, целостно-конструктивные и расчлененно-конструктивные.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что любой успех любого спортивного соревнования не обходится без продолжительных и упорных спортивных тренировок. Какими методами спортсмен вместе с тренером будет тренироваться, будет зависеть только от них.
Метод — это способ достижения поставленной цели, установленным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того либо иного метода, элементы, которые выражают отдельные действия тренера и обучающихся в ходе их взаимной деятельности.
Спортивная тренировка считается одной из форм спортивной подготовки. Второе, более широкое понятие направлено на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, форм, методов и условий (беседы, лекции, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается нужная степень готовности к спортивным достижениям.
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на 2 группы: практические, общепедагогические. В основном, данные методы и методические приемы используются в физической, технической и тактической подготовке спортсмена.
Выбор метода в свою очередь определяется задачей, состоянием здоровья, возрастом, подготовленностью, квалификацией спортсмена, используемыми средствами, условиями занятий профессиональной подготовленностью педагога-тренера и прочими факторами.
Список литературы
- Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. — М.: Советский спорт, 2013. — 431 c.
- Гойхман П. Пути развития спортивной тренировки // Научно-методический вестник / Сост. Б. Е. Лосин, Е. Р. Яхонтов: Редкол.: С. Н. Елевич — СПб.: Олимп, 2013. — № 10. – С. 13-18.
- Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. — М.: Юрайт, 2013. — 424 c.
- Саврей, В. И. Методы спортивной тренировки на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2018. — № 1 — С. 40-43.
- Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 431 c.
Виды и особенности спортивных тренировок
Виды и особенности спортивных тренировок
- Виды спортивных тренировок
- Тренировки, которые делятся по типу их организации
- Тренировки, которые делятся по типу выполняемых заданий
- Типы тренировок в зависимости от поставленных целей
- Структура спортивной тренировки
Для того чтобы добиться результатов в каком-либо виде спорта, спортсмену необходим тренер. Именно тренер, как наставник, знает, как правильно построить тренировочный процесс, распределить нагрузку, видит сильные и слабые стороны своих подопечных, умеет мотивировать на победу и поддержать в случае поражения. Тренировка представляет собой сложный спортивный процесс, в котором могут разобраться только квалифицированные специалисты.
Виды спортивных тренировок
Виды и особенности спортивных тренировок
Все виды спортивных тренировок можно разделить на три категории:
- занятия, которые делятся по организационному виду (индивидуальные, групповые, смешанные);
- занятия, которые делятся по типу выполняемых заданий (кондиционная, техническая, тактическая, контрольная, комбинированная);
- занятия, которые делятся по целям (развитие, поддержание, восстановление).
Давайте более подробно рассмотрим каждый из этих видов спортивных тренировок.
Тренировки, которые делятся по типу их организации
Виды и особенности спортивных тренировок
Каждый из трех видов тренировок – индивидуальный, групповой и смешанный, имеет свои преимущества и особенности.
Групповые тренировки тренеры используют для управления максимальными нагрузками. Как правило, групповые тренировки проводятся во время спортивных сборов, централизованной подготовки, командных видов спорта, единоборствах и участвуют в них спортсмены примерно одного уровня. Однако такой тип тренировок имеет свои ограничения. Спортсмены с высокой мотивацией на победу могут испытывать сильное эмоциональное напряжение в условиях, когда соперники все время на виду и можно оценить их силы, сравнить их с собой, что может привести к эмоциональному выгоранию или истощению.
Индивидуальные тренировки тренер может использовать, когда есть строго запланированная программа подготовки определенного спортсмена, в которой учтены его базовый уровень, умения, навыки, сильные и слабые стороны. Использование такого вида тренировок характерно для индивидуальных видов спорта, хотя и в командных видах (таких, как баскетбол, футбол, хоккей на льду и т. п.) индивидуальные программы подготовки спортсменов тоже активно используются.
Смешанные тренировки могут использоваться практически во всех видах спорта, в ней соединены элементы индивидуальной и групповой подготовки.
Тренировки, которые делятся по типу выполняемых заданий
Виды и особенности спортивных тренировок
Спортивные тренировки могут разделяться и по типу задач, которые стоят перед тренером и спортсменом. Напомним их: кондиционная, техническая, тактическая, контрольная, комбинированная спортивная тренировка.
Кондиционные тренировки направлены на развитие двигательных способностей, совершенствуют физические качества. Кондиционная тренировка является важной частью тренировочного процесса, она преобладает во многих видах спорта.
Целью технических тренировок является освоение спортсменом новых технических навыков, совершенствование движений. Такой тип тренировок требует больше внимания и усилий со стороны спортсмена. Тренировочный процесс оценивается тренером в режиме реального времени, ошибки в выполнении движений (элементов, упражнений и т. д.) должны сразу же исправляться. Этот тип тренировок требует порой привлечения сторонних экспертов, средств видеозаписи, для разбора процесса после окончания тренировки.
Тактическая тренировка необходима для развития и совершенствования тактических навыков, индивидуальных или групповых. В процессе тренировок могут моделироваться стрессовые или соревновательные ситуации. Тактические тренировки характерны, в основном, для командных видов спорта и единоборств.
Контрольные тренировки помогают оценить уровень подготовки спортсмена к соревнованиям, его общее физическое и эмоциональное состояние, насколько были усвоены новые движения и т. д. Как правило, этот вид тренировок требует от спортсменов максимально выложиться, поэтому контрольные тренировки должны быть тщательно организованы.
Комбинированные тренировки помогают развивать сразу несколько спортивных особенностей, в рамках одного тренировочного процесса. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению новых движений, а вторая – тактической подготовке.
Типы тренировок в зависимости от поставленных целей
Виды и особенности спортивных тренировок
Цели спортивных тренировок можно разделить на три группы: развитие, поддержание, восстановление. Каждая спортивная тренировка (разделенная по этим категориям) имеет свою нагрузку. Тренировка, направленная на развитие спортивных качеств, имеет предельную, большую и существенную нагрузку. Тренировка, направленная на поддержание, имеет среднюю нагрузку. Тренировка, направленная на восстановление, имеет малую нагрузку.
По факту, каждый тренировочный процесс может соединять в себе все три типа тренировок. Некоторые упражнения необходимы для развития новых навыков, другие – для того, чтобы поддержать уже имеющиеся навыки на прежнем уровне, а для восстановления существуют специальные занятия.
Структура спортивной тренировки
Виды и особенности спортивных тренировок
В любом виде спорта тренировка состоит из трех этапов: разминка, основная и заключительная части. Разминка необходима спортсменам для того, чтобы регулировать обменные процессы, поднять уровень психической готовности, плавно войти в тренировочный процесс. Обменные (метаболические процессы), как то – изменение температуры тела, подъем уровня энергообеспечения, — помогают предотвратить травмы, эффективно выполнять последующие упражнения. Также у спортсменов, благодаря разминке, снижается вязкость мышц, увеличивается потребление кислорода, активизируется центральная и периферическая нервная система, мышцы более быстро сокращаются и расслабляются.
Основная часть тренировки содержит в себе все нагрузки, запланированные тренером. Этот этап тренировки может содержать как множество упражнений, так и одно – ключевое. Заключительный этап тренировки (заминка) постепенно снижает уровень нагрузки, нормализует основные функции организма.
Как мы видим, тренировка – это достаточно серьезный процесс, тренеру необходимо много знать и правильно строить тренировочный процесс. Иначе все его усилия пройдут впустую. Если вас интересует профессия тренера, вы любите и умеете работать с людьми (возможно, у вас есть даже спортивный опыт), но вы не знаете, как планировать и проводить тренировки, не имеете достаточно теоретической базы, можем порекомендовать вам наш курс «Физическая культура и спорт. Организация и проведение тренировочных мероприятий, руководство тренировочной деятельностью» с присвоением квалификации «Тренер».
Именно там вы получите все необходимые знания и умения, чтобы стать квалифицированным тренером и вести своих подопечных к победе!