Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0,807

Метод круговой тренировки

Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Задача круговой тренировки – достичь высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата, кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном времени, обеспечивает быстрое развитие двигательных качеств в короткое время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к какому-либо частному методу, а является организационно-методической формой, включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений.

Мельницкий Владимир Сергеевич
24.02.2019

Содержимое разработки

Метод круговой тренировки

Круговой метод (тренировка) – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Задача круговой тренировки – достичь высокой работоспособности организма путем тренировки нервно-мышечного аппарата, кардиореспираторной и других систем в регулярном чередовании. Строгое выполнение конкретных упражнений, определенным образом подобранных и сконцентрированных в заданном времени, обеспечивает быстрое развитие двигательных качеств в короткое время. Основной принцип круговой тренировки заключается в том, что она не сводится к какому-либо частному методу, а является организационно-методической формой, включающей в себя ряд частных методов использования физических упражнений.

В круговой тренировке футболисты разбиты на небольшие группы (на 3–6 человек), занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом, замыкая круг. Название такой тренировки – «круговая» – чисто условное. [5, с. 26]

Выделяют несколько вариантов круговой тренировки:

1. По методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга. Применяются в основном для развития общей и силовой выносливости.

2. По методу экстенсивного интервального упражнения. Применяется для совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств.

3. По методу интенсивного интервального упражнения. Он рассчитан на совершенствование скоростной силы, максимальной силы, скоростной и силовой выносливости.

4. По методу повторного упражнения. Его предлагается использовать для развития максимальной силы и скоростной выносливости. [3, с. 126]

Для проведения круговой тренировки заранее:

– составляется комплекс упражнений;

– определяют места, на которых будут выполняться упражнения («станции»);

– на первом занятии проводят испытания на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их правильного выполнения;

– устанавливают систему повышения нагрузки от занятия к занятию;

– на последнем занятии рекомендуется проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными.

Средства для круговой тренировки могут быть самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач занятия, двигательных возможностей индивида и с учетом переноса физических способностей и двигательных навыков.

В комплексе, направленном на всестороннее физическое развитие, обычно имеется не более 10–12 упражнений, в комплексе со специальной направленностью – не более 6–8. Упражнения могут выполняться на спортивных снарядах (брусья, перекладины, кольца) или с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (набивные мячи, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, блочные устройства). Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера «станций» и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером и графическим изображением упражнения.

Несмотря на все положительные стороны круговой тренировки, ее нельзя рассматривать как универсальный метод, способный заменить все другие. Она должна применяться с другими организационно-методическими формами, в том числе и в отдельных занятиях, занимая в этом случае часть времени (30–35 мин).

В круговой тренировке, как правило, используются 6–12 станций с определенными упражнениями на каждой из них, на которых футболисты последовательно выполняют предложенную работу. [20, с. 140]

До начала круговой тренировки следует провести разминку. Инвентарь должен быть заранее расставлен по станциям. Тренер должен вместе с футболистами пройти по всем станциям и показать все упражнения. Количество групп соответствует количеству станций. При игровых упражнениях можно объединить группы. Нецелесообразно в каждой круговой тренировке предлагать совершенно новые комплексы упражнений, поскольку значительное время будет уходить на их освоение и существенно снизится эффективность воздействия этих упражнений на организм. Освоение упражнений и порядок прохождения станций происходит через одно-два занятия, и дальше тренировки проходят на хорошем уровне.

Новые статьи:  Как правильно питаться при тренировках

Таким образом, анализ изученной литературы по теме выпускной квалификационной работы позволил сделать следующие выводы. Сила в ее чистом виде в незначительной степени проявляется в соревновательной деятельности футболистов. Поэтому при воспитании силы футболистов 15–16 лет тренер должен рассматривать ее как базу для воспитания и совершенствования скоростно-силовых качеств.

Основным методом воспитания силы футболистов является метод повторных усилий. Его суть заключается в том, что футболисты выполняют упражнение (например, поднятие штанги или приседание со штангой) с отягощением 60–80% от предельно возможного. Причем количество повторений одной серии не должно превышать 10–12, а количество серий – не более двух-трех. Наиболее эффективны последние повторы. Этот метод позволяет избирательно воздействовать на развитие силы различных групп мышц.

Для развития силовых качеств у футболистов 15–16 лет целесообразно использовать метод круговой тренировки, который обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраст, пола и подготовленности занимающихся.

-82%

Метод круговой тренировки

При проведении круговой тренировки в спортивном зале или на спортивной площадке отводятся специальное места для выполнения физических упражнений – «станции». На каждой станции, если это необходимо, размещается инвентарь или оборудование для выполнения физических упражнений.

Для проведения круговой тренировки необходим стандартный инвентарь: скамейки гимнастические, скакалки, набивные мячи весом, футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, резиновые амортизаторы, гимнастические палки, маты, подвесные перекладины, гимнастические стенки. Занимаясь на открытом воздухе, можно и нужно использовать подручные снаряды камни различного веса, ядра для прыжков в длину и высоту, баскетбольные и горизонтальные лестницы и т.п. Станции располагаются чаще всего по кругу, что и послужило причиной для названия «круговая тренировка». Необходимо отметить, что способ передвижения с одной станции на другую как бы по кругу – только внешний признак круговой тренировки. Отличительными чертами круговой тренировки, характеризующие ее как относительно самостоятельную организованную – методическую форму, являются:

  • регламентация работы и отдыха на каждой станции;
  • индивидуализация тренировочной нагрузки;
  • систематическое и постепенное повышение тренировочных требований;
  • периодическая смена тренировочных упражнений на станциях;
  • использование хорошо разученных упражнений.

При проведении круговой тренировки на первом занятии занимающихся распределяют на небольшие группы и разводят по станциям. Затем занимающихся знакомят с упражнениями, после чего предлагают выполнять их самостоятельно. Главное внимание при этом обращается не на количество повторений, а на правильность выполнения. При разучивании и апробировании комплексов круговой тренировки переходы со станции на станцию и упражнения на станциях выполняются по команде. При этом договариваются, что, например, по первому сигналу занимающиеся принимают исходное положение, по второму – приступают к выполнению упражнения, по третьему – заканчивают упражнение и переходят на следующую станцию и т.д.

На втором занятии после подготовки станций каждый занимающийся получает карточку достижений установленного образца и заполняет ее.

После этого он занимает ту станцию, с которой начинал знакомство с комплексом на предыдущем занятии. Станция с этим номером становится первой для данного занимающегося и на все последующие занятия круговой тренировки. Главной задачей второго занятия является определение максимального количества повторений упражнений в заданное время или без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач, занимающиеся проходят 1-3 круга при количестве повторений, равных 1/4, 1/3,1/2 от максимума.

В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода

1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60 % максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15-20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30-40 с). Метод этот способствует комплексному развитию двигательных качеств.

2. Поточно-групповой, который базируется на 20-40 с выполнением простых по технике упражнений (от 50 % от максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его – сокращение контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно – сосудистую системы.

3. Интенсивно-интервальный, используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75 % от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы (до 10-20 с). Цель его – сокращение времени работы при его стандартном объеме сохранении временных параметров отдыха (до 40-90 с). Подобный режим развивает максимальную и «взрывную» силу, интервалы отдыха 30-40 с обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростно-силовой выносливости.

Новые статьи:  Скачать упражнения для похудения

Высокая эффективность традиционно круговой тренировки не исключает и ряда недостатков. Некоторые из них заложены в самой ее идее, другие же носят организационный характер. В частности, традиционная круговая тренировка не всегда учитывает физиологические закономерности формирования двигательных качеств в одном тренировочном занятии, обеспечивает лишь комплексное их развитие без строгого дифференцирования.

Характеристика круговой тренировки как организационно методическая форма развития физических качеств.
учебно-методическое пособие (11 класс) на тему

Круговая тренировка — многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка его изменения и чередования с отдыхом.

В соответствии с применяемым методом нагрузки используется

-элементарные, технически простые упражнения,

— составляют тренировочные комплексы

— с последовательной и постепенной заменой упражнений

— с полным обновлением комплекса в течении месяца.

При этом соблюдаются

Практика показала, что

однообразные нагрузки замедляют развитие таких физических качеств, как

Нагрузка должна быть

волнообразной: то возрастать, то снижаться ,

но при этом быть

— постоянно и постепенно возрастающей.

Чередование различных нагрузок создает благоприятные условия для роста результатов и восстановления работоспособности организма .

Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей.

Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Круговая тренировка представляет собой

организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями,

направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств

.
1.2 Варианты метода круговой тренировки на уроках физической культуры.

Выявляются несколько вариантов метода круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях:

  1. Метод непрерывного упражнении.

2. Метод интенсивного интервального упражнения.

3. Метод повторного упражнения.

4. Метод экстенсивного интервального упражнения

1. Метод непрерывного упражнения . Учащиеся проходят круг и без остановки на отдых продолжают проходить комплекс упражнений повторно. Количество кругов и нагрузки зависит от возраста и особенностей учащегося.

Применяется для развития

-общей и силовой выносливости.

2. По методу интенсивного интервального упражнения.

Он рассчитан на совершенствования

— специальной силы
— скоростной и силовой выносливости.

Продолжительность однократной работы – от 30с до 2мин.

Интервал отдыха контролируется по восстановлению ЧСС до уровня 120-130уд/мин и составляет в среднем 2-3мин. С повышением тренированности они сокращаются до 1-1,5мин.

3. По методу повторного упражнения .

Его предлагают использовать для развития

— максимальной и скоростной выносливости

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.

Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75—95% от максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной — 95— 100%.

Длительность упражнения может быть самой разнообразной. Упражнения выполняются сериями.

Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.).

4. Метод экстенсивного интервального упражнения . Применяются для

-совершенствования общей, скоростной и силовой выносливости,

Раскроем один из наиболее часто применяемых методов в общеобразовательных учреждениях (экстенсивно-интервальный метод)

Анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает основание выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для школьного урока.

Сущность его заключается в том,

что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время — по 30 секунд.

Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств — силовую выносливость, скоростную силу.
• Интенсивность работы 50—60% от максимальной мощности в ациклических упражнениях и 60—80% в циклических. ЧСС во время работы находится на уровне 160—180 уд/мин.
• Продолжительность однократной работы 45—90 с. Однако, это не исключает применения продолжительных нагрузок (2—3 мин ) Установлено, что они оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и весьма эффективны для развития специальной выносливости.
• Интервалы отдыха могут быть от 45—90 с и до 1—3 мин. Сигналом к окончанию отдыха может служить уменьшение ЧСС до 120—130 уд/мин.
• Характер отдыха: активный — легкий бег трусцой, ходьба.

1.3 Средства, используемые на круговой тренировке

Новые статьи:  Какие упражнения качают какие мышцы

Средствами для круговой тренировки могут быть самые разнообразные

— технически не сложные.

Они могут быть циклическими и ациклическими

Упражнения подбираются в зависимости от

-двигательных возможностей учащихся

— и с учетом двигательных качеств и двигательных навыков.

В круговой тренировке широко используются такие упражнения как:

-прыжки через скакалку,

-сгибание, разгибание рук

— сед из положения лежа.

— поднимание, опускание туловища, ног, как из положении виса, так и из положении лёжа, и др.

— упражнения могут выполняться на снарядах (брусья, перекладина, кольцах, лазанье по канату, бревно)

-используется инвентарь: набивные мячи, гантели, штанги, резиновые амортизаторы и др.

-медико-биологические средства(режим, личная гигиена, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентаря, гигиеническое обеспечение мест занятий.)

Средствами психологического воздействия на уроках физической культуры является музыка.

Комплексное использование выше перечисленных средств -необходимое условие эффективного решения задач в процессе урока по круговой тренировке.

2.1 Факторы определяющие воздействия физических упражнений на занимающихся

В формировании развивающейся личности принимают участие множество факторов. Одни из этих факторов имеют

Бесспорным является то, что социальное и биологическое воздействие оказывает огромное влияние на формирование развивающейся личности, развитие физкультурных способностей, достижение высоких результатов в спорте.

Подростковый и юношеский возрастные периоды характеризуются

глубокими биологическими изменениями всех систем организма:

— усиливается темп роста,

-повышается интенсивность обменных процессов,

— увеличивается потребление кислорода,

— значительно изменяется регуляция соматических и вегетативных функций .

Биологические изменения, происходящие в каждом возрасте, требуют использования других форм и содержания педагогических воздействий, соответствующих его возрастным возможностям. Как показывают исследования, значительные изменения количества взаимосвязей между системами организма как у девочек, так и у мальчиков, наблюдаются в
период полового созревания

2.2 Особенности круговой тренировки на уроках физической культуры.

Одна из важнейших особенностей урока по методу круговой тренировки

— четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее.

-составляют комплекс из 6 — 12 относительно несложных упражнений.

-упражнение должно воздействовать на определенные группы мышц — рук, ног, спины, брюшного пресса.

-простота движений ( позволяет повторять их многократно .)

-выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений

Влияет на развитие определенных двигательных качеств.

Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма

Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью так называемого максимального теста (МТ).

2.3 Организация учащихся на уроке физической культуры по методу «круговой тренировки»

Школьный урок по методу «круговой тренировки» в любом разделе программы вызывает интерес у учащихся. Используются такие уроки, начиная с IV-V классов. Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть урока с учетом физической подготовленности класса, с учетом полового состава класса, а также с учетом возраста. Таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях.

Направлен такой урок главным образом на

К «Круговой тренировке» прибегают как правило в основной части урока.

1. Ученики делятся на группы примерно одинаковой подготовленности. В каждой группе есть ответственный (командир группы)

2. Группы размещаются на нескольких 6-12 «станциях» Размечаются места (станции) для выполнения упражнения с необходимым оборудованием, у каждой «станции» ставят указатель с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте. «Станции» располагаются «по кругу», «прямоугольнику», «квадрату» используя все возможности спортивного зала или площадки

3. На всех «станциях» одновременно под общим руководством учителя выполняются заданные упражнения с индивидуальным нормированием и в тоже время относительно одинаковой дозировкой.

4. Упражнения распределяются так, чтобы обеспечить чередование нагрузки на основные группы мышц (ноги, руки, спины, брюшного пресса, общее воздействие)

5. По команде учителя или самостоятельно по мере окончания упражнения ученики переходят от «станции» на другую, пока не пройдут весь круг.

Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для «круговой тренировки», следует помнить, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях «круговой тренировки» очень тесна.

Исходя из обобщения опыта, можно рекомендовать в учебном году 16 -18 занятий по методу круговой тренировки. Ориентировочное распределение их в году может быть таким:
I четверть — на 4 -5 уроках,
II четверть — на 4 — 5 уроках,
III четверть — на 3 — 4 уроках,
IV четверть — на 3 — 4 уроках.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *