Прыжок в длину с места. Упражнения для подготовки к зачету и улучшения я по физкультуре на тему
Упражнения для тренировки прыжков
учебно-методический материал по физкультуре (8 класс)
1. На тренировках после кросса и гимнастики игроки прыгают на прямых ногах с поднятыми вверх руками 3-4 раза по 1 мин (интервал 5-7 мин). Интервалы используются для развития других игровых качеств — быстроты, силы, ловкости, координации движений или совершенствования техники игры.
Прыжки выполняются толчками двух ног, приземление — на «заряженную» стопу. Затрата времени на отталкивание от пола (грунта) — минимальная.
2. То же, что и упр. 1, но толчок и приземление выполняется с левой ноги на правую, и наоборот, — поочередно (ноги чуть шире плеч). То же вперед-назад на расстояние нормального шага — «маятник».
3. То же, что и упр. 1-2, выполняется в парах: игроки в прыжке отталкиваются друг от друга вытянутыми руками.
4. Прыжки с поворотом на 180, 360 с поднятыми вверх руками.
5. То же, что и в упр. 3, но с ведением мяча левой, правой рукой.
6. Прыжки в приседе (полезны не только для укрепления мышц голени, но и бедра, спины). Можно выполнять их в парах — спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях. Продвижение в стороны, вперед-назад.
7. Толчки боком, спиной, грудью, выполняемые двумя игроками примерно одного роста и веса.
8. Прыжки с дриблингом на щите левой и правой рукой попеременно или двумя руками одновременно. Упражнение выполняется на время — до 1,5 мин.
9. Удержание мяча на закрытом ‘кольцо. До 1,5 мин.
10. Прыжки через барьер на одной или двух ногах с одновременным ведением мяча или передачей в высшей точке прыжка. Используется 10-15 барьеров высотой 60-70-80 см, находящихся на расстоянии от 1 до 1,5 м друг от друга. Барьеры можно ставить в виде креста (4 барьера) и тогда прыгать по кругу боком, лицом, спиной с ведением одного-двух мячей. 4-6 подходов.
11. Прыжки в высоту через планку с мячом: игрок, ведя мяч, разбегается и с мячом в руках преодолевает планку, а в момент прыжка передает мяч тренеру или другому игроку. Высота планки зависит от индивидуальных возможностей игрока.
12. То же, что и упр. И, но при прыжках в длину, тройном прыжке.
13. Прыжки по лестнице на одной и двух ногах вверх и вниз. Можно выполнять с ведением мяча.
14. Прыжки с уступающе-преодолевающим воздействием: запрыгивание на тумбу и спрыгивание на пол.
15. Прыжки через гимнастическую скамейку на одной и двух ногах с ведением мяча вперед-назад, лицом, боком.
16. Прыжки с гирями, гантелями, «блинами». Можно имитировать обманные движения (передачу) во время прыжков.
17. Прыжки через обычную скакалку на одной и двух ногах — до 5 мин. Через скакалку весом от 3 до 7 кг — от 30 с до 1,5-3 мин.
18. Безостановочное забивание мяча из-под кольца сверху — максимальное количество раз без разбега.
19. Запрыгивание (затем спрыгивание) на препятствие высотой до 50 см толчком голеностопов, т.е. не сгибая ног в коленях. Сериями по 23-30 прыжков подряд.
20. Танец «вприсядку» с ведением одного или двух мячей. Игрок поочередно выбрасывает ноги вперед и в стороны. Упражнение выполняется на время — 25-30 с.
21. Серийные прыжки — «ножницы» с ведением одного или двух мячей. В каждом прыжке игрок выполняет мах ногами — вперед и назад.
22. Серийные прыжки — «разножка» с ведением одного или двух мячей. В каждом прыжке игрок выполняет мах ногами в стороны.
23. Многоскоки на одной ноге с ведением мяча. Задача — делать как можно более дальние прыжки. Упражнение проходит в виде соревнования: кто из игроков затратит меньшее количество прыжков на длину площадки.
24. Прыжки через длинную скакалку с дриблин-гом. Мяч ведет не только игрок, выполняющий упражнение, но и игроки, крутящие скакалку.
25. Серийные прыжки с подтягиванием коленей к животу. Игрок выполняет прыжки, одновременно удерживая мяч в вытянутых над головой руках. Сериями по 30-35 с.
26. Серийные прыжки на двух ногах с доставанием определенной отметки на щите. Сериями по 20-25 с. Высота отметок на щите зависит от ростовых данных каждого игрока.
27. Добивание мяча у щита. Игроки в парах становятся у щита по разные стороны кольца и по сигналу тренера начинают прыжки с передачами мяча от щита. Упражнение выполняется на время — 30-40 с.
28. Прыжки с ведением мяча через всю площадку. Игрок ловит мяч от щита и, прыгнув к противоположному кольцу, стремится за 3-4 ведения мяча преодолеть площадку и с двумя шагами забросить мяч в кольцо. Затем то же задание за 2 ведения, и наконец, за 1 ведение. Упражнение сложное, но полезное и интересное для подготовленных баскетболистов.
29. Прыжки через гимнастического коня с мячом в руках. Конь может быть установлен вдоль или поперек направления прыжка.
30. Прыжок с подкидного мостика с мячом в руках и бросок в кольцо сверху двумя руками.
31. Прыжки на батуте с поворотами на 180 и 360 с приземлением на колени, на спину, на живот, на ноги после сальто вперед. Во время прыжка игрок может обмениваться передачами с партнером.
32. Броски в кольцо сверху двумя или одной рукой после прыжка с двух ног. Игрок выполняет подряд 10-12 бросков с разных сторон кольца (прямо, справа, слева).
33. Забивание в кольцо сверху двух мячей в одном прыжке.
34. Броски в кольцо сверху с поворотами на 180 и 360 .
35. Ловля и передача мяча в парах в одном прыжке. Партнеры ловят и передают мяч (или два мяча) в одном прыжке, передвигаясь от кольца к кольцу, и завершают упражнение броском из-под кольца.
36. Передачи мяча в квадрате с сопротивлением одного или двух защитников. Все передачи выполняются в одном прыжке. Смена защитников происходит после каждой ошибки.
37. Передачи мяча между тремя или пятью игроками по «восьмерке». Ловля и передачи выполняются только в одном прыжке.
38. Прыжки вперед-назад с длиной прыжка не более 50 см. Упражнение выполняется как соревнование на время: кто сделает больше прыжков за 1 мин.
39. Забивание мяча в кольцо сверху 10-15-20 раз подряд или на время — до 30-40 с.
40. Серийные прыжки с отягощением в виде штанги, гири, медицинбола. Выполняются в течение 25-30 с.
Серии прыжков, паузы между ними, частоту выполнения, высоту и вес отягощения определяет тренер, исходя из степени тренированности, этапа подготовки, индивидуальных особенностей каждого игрока.
Для развития силы ног и, соответственно, прыгучести игрокам рекомендуется выполнять большой объем индивидуальной работы со штангой регулярно не менее 3-4 раз в неделю.
Упражнений, развивающих прыгучесть, очень много, важно понимать, что достичь результата позволяет прежде всего качество, интенсивность, регулярность их исполнения. А разнообразие упражнений повышает интерес к ним игроков, создает хороший эмоциональный настрой на тренировках.
СТОПА ГОТОВА К ТОЛЧКУ — «ЗАРЯЖЕНА»
Прыжки на прямых ногахс поднятыми вверх руками
Прыжки с одной прямой ноги на другую (в стороны)
Прыжки с одной прямой ноги на другую (вперёд-назад)
Прыжки в парах, отталкиваясь кистями в верхней точке прыжка
Прыжки с поворотом на 180 и 360 градусов
Прыжки с ведением одного или двух мячей
Прыжки с выбрасыванием прямых ног вперёд с ведением одного или двух мячей
Приседания и выпрыгивания в парах
Прыжки через барьеры с ловлей и передачей мяча во время прыжка
Прыжок в высоту через планку с ведением мяча
Прыжок через планку с передачей мяча до приземления
Прыжки с дриблингом на щите
Прыжки с дриблингом на щите. Расстояние от щита 1.5-2 м
Прыжки с дриблингом на щите двумя мячами. Расстояние от щита — 1.5-2 м.
Дриблинг на щите левой и правой рукой попеременно
Пас в щит двумя руками
Прыжки с дриблингом на щите или у стены двумя мячами. Расстояние от щита 1.5-2 м.
Прыжок в длину с места. Упражнения для подготовки к зачету и улучшения результата.
статья по физкультуре на тему
В данной статье вы найдете методические указания и специальные упражнения для улучшения результата в данном упражнении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryzhok_v_dlinu_s_mesta.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Прыжок в длину с места или с разбега
Данные контрольные упражнения характеризуют уровень развития скоростно-силовых способностей мышц ног. Иными словами, успешными в этом тесте будут те, кто обладает так называемой «взрывной силой», те, кто способен проявить максимальную мощность в кратчайшее время.
Прежде чем приступать к серьезным тренировкам, нужно укрепить свод стопы и мышцы бедер. Для этого подойдут следующие упражнения:
- Прыжки через скакалку с разными вариантами вращений: вперед, назад, скрестно. Выполнять прыжки как на двух ногах, так и поочередно на правой и на левой.
- Ходьба и бег по песку или вязкому грунту.
- Ходьба и бег в гору и с горы.
- Прыжки на правой (левой) ноге с небольшим продвижением вперед.
- Многоскоки.
- Выпрыгивания вверх из полного приседа.
- «Берпи». И.п. – о.с.
1 – упор присев;
2 – упор лежа;
3 – упор присев;
4 – прыжок вверх, руки вверх, хлопок над головой. - Приседания. Опускаться вниз нужно до положения, когда бедра находятся параллельно полу, угол в коленном суставе должен быть 90°, а проекция колен располагаться на уровне носков. При этом выпрямляться нужно быстрее, чем опускаться.
- Ходьбы выпадами.
- Ходьба и бег на носках.
На наш взгляд, наиболее эффективным методом увеличения взрывной силы является «ударный метод», разработанный Ю.В. Верхошанским. Его суть состоит в том, чтобы стимулировать мышцы ударным растягиванием, предшествующим активному усилию. При этом используется не отягощение, а кинетическая энергия, накопленная при свободном падении с определенной высоты. Во избежание травм следует предусмотреть ограничитель, блокирующий движение по инерции на расстояние большее, чем это требуется. Это могут быть скамейки, столы, возвышения, барьеры, натянутые ленты.
Каждое упражнение выполняется сериями. Оптимальное количество серий – не более четырех по 10 раз для подготовленных спортсменов и две-три серии по 5–8 раз для менее подготовленных. Отдых между сериями – 1,5–2 мин. Заполняйте его легким бегом или упражнениями на расслабление.
Проводить занятия по ударному методу тренировки следует не чаще 1–2 раз в неделю. В занятия можно также включать специальные силовые упражнения для других групп мышц и общеразвивающие упражнения в небольшом объеме.
Прыжки по отметкам
В качестве отметок можно использовать линии, нарисовать квадраты для приземления, обозначить их лентами и т.п. Выполняя прыжки, ученики должны стараться делать так, чтобы каждый раз приземляться в обозначенные зоны. Расстояние между ними очень важно и определяется в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности. При этом выполнение последнего прыжка должно требовать от участника больших, около максимальных условий. Например, ученик имеет личный рекорд в прыжке в длину с места – 185–190 см. Для выполнения задания: десять последовательных прыжков в длину с места – расстояние между первыми зонами приземления у него будет 150 см, а от девятой до десятой отметки – 180 см.
- Прыжки на правой (левой) ноге.
- То же спиной вперед.
- То же правым боком по ходу движения.
- То же левым боком по ходу движения.
- Прыжки на двух ногах.
- То же спиной вперед.
- То же правым боком по ходу движения.
- То же левым боком по ходу движения.
- Прыжки из полуприседа.
- Прыжки из полного приседа.
- Многоскоки (прыжки с одной ноги на другую).
Прыжки через барьеры
В этих упражнениях важно не только расстояние между барьерами, но и их высота. Оба этих фактора определяются в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности участников. Чем выше высота барьеров, тем меньше расстояние между ними должно быть. Если у младших школьников больший акцент делается на расстоянии между препятствиями, то в старшем – на высоте прыжков. Так же, как и в прыжках по отметкам, расстояние до последнего барьера (и/или его высоту) можно немного увеличить.
- Прыжки на правой (левой) ноге.
- То же спиной вперед.
- То же правым боком по ходу движения.
- То же левым боком по ходу движения.
- Прыжки на двух ногах.
- То же спиной вперед.
- То же правым боком по ходу движения.
- То же левым боком по ходу движения.
Прыжки через скамейку
Использование в занятиях скамейки позволяет наиболее эффективно применять ударный метод, так как большинство упражнений выполняются после так называемого прыжка в глубину (спрыгивания с препятствия). При выполнении прыжков через скамейку нужно следовать следующим рекомендациям:
- Начинать следует с небольшой высоты, постепенно доводя ее до оптимальной.
- Первоначальные прыжки должны быть направлены вверх-вперед и лишь после достаточной подготовки только вверх.
- Не выполняйте упражнения при болях в мышцах, а также после недавно перенесенных травм.
- И.п. – стоя справа от скамейки. Напрыгнуть на скамейку, спрыгнуть слева от нее и тут же напрыгнуть снова, спрыгнуть справа и т.д.
- То же, выполняя прыжки на правой ноге.
- То же на левой ноге.
- И.п. – стоя слева от скамейки. Напрыгнуть на скамейку, спрыгнуть справа от нее и тут же напрыгнуть снова, спрыгнуть слева и т.д.
- То же, выполняя прыжки на правой ноге.
- То же на левой ноге.
- «Горнолыжник». И.п. – стоя справа от скамейки. Перепрыгнуть через скамейку, приземлиться слева от нее и тут же перепрыгнуть вправо и т.д.
- То же, выполняя прыжки на правой ноге.
- То же на левой ноге.
Хорошо физически подготовленным ученикам можно предложить выполнять данные упражнения еще и спиной вперед. - И.п. – стойка ноги врозь, скамейка между ногами. Напрыгнуть на скамейку, тут же спрыгнуть и снова запрыгнуть. Выполнять с небольшим продвижением вперед.
- То же спиной вперед.
- И.п. – стойка ноги врозь, скамейка между ногами. Выпрыгнуть вверх, сделать хлопок ногами над скамейкой, приземлиться в положение стойки ноги врозь, скамейка между ногами, тут же повторить задание и т.д. Выполнять с небольшим продвижением вперед.
- То же спиной вперед.
Скамейки можно использовать и в качестве барьеров, поставив перед учениками задачу перепрыгивать не через одну, а через несколько скамеек, расположив их на оптимальном расстоянии, которое зависит еще и от того, можно ли будет на них запрыгивать. Также можно увеличить и высоту последней скамейки или поставить более высокое препятствие, например стол.
- Прыжки на двух ногах, каждый раз запрыгивая на скамейки и спрыгивая с них.
- То же на правой (левой ноге).
- И.п. – стоя правым боком к скамейкам. Прыжки на двух ногах, каждый раз запрыгивая на скамейки и спрыгивая с них.
- То же на правой (левой) ноге.
- И.п. – стоя левым боком к скамейкам. Прыжки на двух ногах, каждый раз запрыгивая на скамейки и спрыгивая с них.
- То же на правой (левой) ноге.
- Прыжки на двух ногах, перепрыгивая через скамейки.
- То же на правой (левой) ноге.
- И.п. – стоя правым боком к скамейкам. Прыжки на двух ногах, перепрыгивая через скамейки.
- То же на правой (левой) ноге.
- И.п. – стоя левым боком к скамейкам. Прыжки на двух ногах, перепрыгивая через скамейки.
- То же на правой (левой) ноге.
- Прыжки на двух ногах, выполняя хлопки ногами над скамейками.
Упражнения с отягощениями
В качестве дополнительного средства по развитию скоростно-силовых способностей мышц бедра можно использовать приседания и выпрыгивания с отягощениями. При этом если для выполнения прыжков вес отягощений должен быть небольшим, то для выполнения приседаний – 75–90 % от максимального. Техника выполнения приседаний уже была описана выше. Опускаться вниз нужно до положения, когда бедра находятся параллельно полу, угол в коленном суставе должен быть 90°, а проекция колен располагается на уровне носков. При этом выпрямляться нужно быстрее, чем опускаться. Выполнить 3 серии по 6–10 раз. Отдых между сериями – 1,5–2 мин., при этом отдых должен быть активным. Можно использовать ходьбу, лучше – по лестнице.
Другим подспорьем в тренировке могут стать занятия по системе «Изотон», которую разработали В.Н. Селуянов и Е.Б. Мякинченко. Ее суть состоит в том, что силу нужно тренировать в анаэробном режиме, то есть без доступа кислорода. Следует во время выполнения упражнения ограничить кровоток в работающих мышцах. Достигается это без фазы расслабления во время упражнения. Например, в приседаниях не следует выпрямлять полностью ноги, а также не следует опускаться в глубокий присед: ноги должны сгибаться и разгибаться в диапазоне 110–125°. При этом вес отягощения может быть небольшим, что никак не навредит детскому организму.
Выполняя упражнения по системе «Изотон» нужно придерживаться следующих принципов:
- Упражнения должны носить локальный характер, одновременно в работу вовлекается небольшая масса мышц.
- Напряжение мышц должно быть в пределах 30–60 % от максимального. Режим сокращения мышц – изотонический, статодинамический или статический, то есть без расслабления мышц. Это достигается медленным темпом движений, их плавностью, но постоянным поддерживанием напряжения мышц.
- Упражнения выполняются «до отказа», то есть невозможности его продолжать из-за боли в мышцах или неспособности преодолеть сопротивление. Важно рассчитать вес отягощения так, чтобы точка отказа наступала в диапазоне 40–70 сек. после начала упражнения. Если утомление не наступило – значит, мышцы получили кровоток и необходимое для них расслабление. Если отказ произошел раньше, это свидетельствует о том, что степень напряжения мышц была очень высокой – выше 60 % от максимального; значит, нужно уменьшить отягощение.
- Упражнения выполняется сериями: три серии на каждую группу мышц. Отдых между подходами достаточно продолжительный – 5–8 мин. Он заполняется стретчингом или ходьбой низкой интенсивности (можно по лестнице). Один раз в неделю можно использовать так называемые «суперсерии». Выполнив упражнение один раз, ученик после очень непродолжительного отдыха (30–60 сек.) выполняет второй подход, и так же после короткой паузы (на фоне недовосстановления) еще раз. Отдых между суперсериями еще больше – 10–12 мин.
- Во время выполнения упражнений все внимание должно быть сосредоточено на работающих мышцах.
- Дыхание осуществляется строго через нос, глубокое с максимальным использованием диафрагмы.
Для развития скоростно-силовых качеств мышц ног лучше всего подойдет выполнение приседаний с небольшим отягощением на плечах. Начинающие могут выполнять их и без отягощений, строго следуя технике выполнения и принципам системы. Важно учитывать и то, что система рассчитана на абсолютно здоровых людей , не имеющих никаких отклонений в деятельности сердечно-сосудистой системы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подтягивание. Упражнения для подготовки к зачету и улучшения результата.
Самое сложное в этом упражнении – научиться подтягиваться. Это двигательное действие требует не только хорошо развитых мышц плеча, но и правильной техники выполнении. В данной статье в.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимание). Упражнения для подготовки к зачету и улучшения результата.
В данной статье вы найдете методические указания и специальные упражнения для улучшения результата в данном упражнении.
Поднимание туловища из положения лёжа. Упражнения для подготовки к зачету и улучшения результата.
В данной статье вы найдете методические указания и специальные упражнения для улучшения результата в данном упражнении.
Бег на короткую дистанцию. Упражнения для подготовки к зачету и улучшения результата.
В данной статье вы найдете методические указания и специальные упражнения для улучшения результата в данном упражнении.
Бег на длинную дистанцию. Упражнения для подготовки к зачету и улучшения результата.
В данной статье вы найдете методические указания и специальные упражнения для улучшения результата в данном упражнении.
Наклон вперёд из положения стоя. Упражнения для подготовки к зачету и улучшения результата.
В данной статье вы найдете методические указания и специальные упражнения для улучшения результата в данном упражнении.
Метание малого мяча. Упражнения для подготовки к зачету и улучшения результата.
В данной статье вы найдете методические указания и специальные упражнения для улучшения результата в данном упражнении.
Подвижные игры и упражнения при обучении детей прыжкам (старший возраст).
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему
Анализируя учебно-методическую литературу можно выделить ряд педагогических условий, при которых обучение прыжкам в подвижных играх будет проходить эффективно:
— включение в систему работы подвижных игр и игровых упражнений с учетом возрастных особенностей детей пятого года жизни;
— применение методики поэтапного обучения;
— создание определенной методики руководства играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_2015.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализируя учебно-методическую литературу можно выделить ряд педагогических условий, при которых обучение прыжкам в подвижных играх будет проходить эффективно:
— включение в систему работы подвижных игр и игровых упражнений с учетом возрастных особенностей детей пятого года жизни;
— применение методики поэтапного обучения;
— создание определенной методики руководства играми.
Все задания стараюсь подбирать с таким расчетом, чтобы они прежде всего были доступны для детей данного возраста: подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, прыжки через предметы, в длину с места. Прыжки в играх давались с постепенным усложнение. Например, задания «Прыгай к колокольчику», «Подпрыгни до воздушного шара» проводили вначале с небольшой подгруппой (6—8 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, не мешали друг другу, соблюдали правильное направление, брали свой колокольчик; воспитатели регулировали высоту предметов, что позволяло легче научить детей прыжкам.
Постепенно я усложняю задачу в игровых упражнениях. Например, в игре «Прыгай к колокольчику» изменила расстояние до колокольчиков, развивая у детей умение выполнять более короткие или длинные прыжки, а в игровом упражнении «Подпрыгни до воздушного шара» повесила на шнур еще колокольчики; дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.
В дальнейшем я старалась подбирать игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие прыжковых движений у детей. Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку». Для начала я поставила одну скамейку и объяснила детям, что спрыгивать с нее надо на цветную дорожку на полу. Показ сопровождала объяснением: «Сначала надо приготовиться: встать на скамейку так, чтобы носки немного выступали вперед и помогали упираться в край скамейки; замахнуться, сгибая ноги, слегка наклониться, руки отвести назад, смотреть перед собой; прыгнуть; ноги выпрямить толчком, руки вынести вперед и, согнув колени, приземлиться на носочки на цветную дорожку».
Во втором варианте этого упражнения я поставила четыре гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии метра, постелила дорожки разного цвета. Это дало возможность одновременно учить спрыгивать большее число детей и повторять упражнение от 6 до 10 раз. Затем повторяли это движение в подвижных играх «Воробушки и кот», «Лиса в курятнике».
Постепенно задания в играх усложнялись, благодаря чему совершенствовались двигательные навыки в разных видах прыжков. Так, например, при проведении подвижной игры «Угостим белку орешками» я предложила детям подпрыгнуть на двух ногах забросить «орешки» (шарики в дупло к белочке, которая очень любит орешки. Затем усложнила задание: подпрыгивать не на двух ногах, а на одной. Задания разной степени сложности позволил мне учитывать уровень развития прыжковых навыков каждого ребенка.
Дети хорошо играли в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что их интерес к игре и двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру про водить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставило более серьезно подходить к выбору игр.
При разработке вариантов подвижных игр я старалась использовать различные пособия и оборудование: шнуры, кубы, обручи, скамейки и т.д., что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.
Так, в игре «Птички и кошка» дети-«птички» занимали «гнезда» — обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый над землей (скамейку, бревно, перекладину лесенки и т.д.).
Следующее педагогическое условие было связано с выстраиванием этапов игры в определенной последовательности. Выделение этапов обучения связано с необходимостью обеспечить систематичность и преемственность работы по формированию устойчивых умений в овладении детьми разными видами ми прыжков.
На этапе первоначального разучивания детям демонстрировала правильный, безукоризненно четкий образец прыжка в целом. Затем следовал детальный показ выполнения прыжка в более медленном темпе с пояснением последовательности всех его элементов. Внимание заострялось на ключевых составляющих: правильном отталкивании и приземлении.
Затем следовало практическое выполнение прыжка в целом: дети самостоятельно воспроизводили действие, слушая указания; проверяя таким образом практически, правильно ли поняли объяснение, а я исправляла их ошибки.
На этапе углубленного разучивания уточнялись техника, выполнение деталей каждого вида прыжка, постепенно исправлялись имеющиеся ошибки.
Техника выполнения прыжка на данном этапе обучения была уже знакома детям, поэтому при выборе методов и приемов учитывала степень сложности каждого вида прыжка. Простые по содержанию и структуре упражнения не показывала, обозначая двигательные действия словом.
Для закрепления движения детям предлагала вспомнить и рассказать об этапах выполнения прыжка. При этом ребенку предлагался план ответа: «Вспомни, какое исходное положение ног, рук; с чего начинается прыжок; что делать потом; как закончить». Обозначение действий словом способствует осознанию последовательности их выполнения, исключает механическое воспроизведение.
На этапе закрепления и совершенствования техники прыжков моя задача заключалась в том, чтобы стимулировать детей к самостоятельному их выполнению и применению не только в подвижных играх, но и в повседневной жизни.
На данном этапе дети воспринимали задание сознательно, действовали целенаправленно. Способ выполнения прыжков автоматизировался, поэтому внимание ребенка было сосредоточено главным образом на их качестве. Благодаря такому подходу у детей должны постепенно формироваться идеомоторный образ прыжка, устанавливаться взаимосвязь между контролирующей частью (корой головного мозга) и исполняющей (опорно-двигательным аппаратом).
В соответствии с задачами каждого этапа подбирались необходимые игры.
Например, на этапе углубленного разучивания движений в подпрыгивании детям предлагала выполнить пружинистые полуприседания, затем подпрыгнуть на месте несколько раз, держа руки произвольно; закрепляла движение в играх: «Спугни бабочку», «Угостим белку орешками», «Зайцы». Разучивать спрыгивание начинала с упражнений «Спрыгни на дорожку», «Прыгни в кружок», а закрепляла в играх «Лиса в курятнике» и др. В прыжках в длину с места на этапе разучивания предлагала детям упражнения «Через ручеек», закрепляла в играх «Возьми флажок», «С бережка на бережок».
В качестве третьего педагогического условия было выделено создание определенной методики руководства подвижными играми и упражнениями. Подобная методика состоит в учете времени года, места и времени проведения занятия, погодных условий, а также возрастных особенностей детей, уровня их прыжковых умений и поставленных задач.
Для лучшего понимания игрового сюжета организовывала предварительную работу: чтение художественных произведений, наблюдения за природой, деятельностью людей различных профессий, просмотр вместе с детьми видеофрагментов, проведение беседы и т.п.
Подвижная игра может быть организована одновременно со всеми детьми или с подгруппой, в зависимости от ее структуры и характера движений. Тщательно продумывала способы сбора детей на игру и игровые атрибуты.
Ознакомление детей с новой игрой проводила четко и лаконично. В ходе объяснения перед детьми ставила игровую цель, способствующую осознанию правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении новой подвижной игры сюжетного характера в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития фантазии и воображения использовала краткий образный сюжетный рассказ.
Так, в ходе подготовки к проведению новой сюжетной игры «Лиса в курятнике» детям предлагала послушать небольшую сказку: «Жила в лесу рыжая лисичка-сестричка. Как-то раз захотелось ей курочкой полакомиться, и побежала плутовка в деревню. Подбегает к курятнику, а его собаки сторожат. И решила лиса хитрость применить. Побежала обратно в лес, нашла волка и уговорила залезть с ней в курятник. «Ты, — говорит, — первым иди, а я за тобой побегу». Подошел волк к курятнику, собаки выскочили, залаяли и побежали за ним. А лиса залезла в курятник и стала кур ловить».
Затем с помощью вопросов старалась выяснить, как дети поняли игру: по какому сигналу курочки начинают спрыгивать с насеста? Что моно сделать, чтобы лиса не поймала курочек? (Быстро запрыгнуть на скамейку, убежать, увернуться и т.п.).
С помощью считалки выбирали лису, а остальные ребята становились курочками. Перед игрой еще раз напоминала детям, как должны спрыгивать курочки (мягко приземляться на носочки). Затем раздавала детям эмблемы с изображением курочек и лисы. Это вызывало у детей радость и желание играть. Во время игры заметила, что по сигналу «Куры!» некоторые дети, спрыгивая с насеста, низко приседали и тяжело опускались на всю ступню. Тогда попросила «лису», чтобы она не убегала в нору, а подкралась к курочкам поближе и подслушала, какая из них тише всех спрыгнет с насеста.
Объясняя несюжетную подвижную игру, раскрывала последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указывала местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию. Например, объясняя игру «Прыгай до флажка», говорила: «Ребята, сейчас вы подойдете к шнуру и по сигналу будете прыгать от него на двух ногах, продвигаясь вперед к флажкам». Когда ребенок окажется у флажка, он должен взять его, помахать им и положить на место. Обратно нужно возвратиться бегом. Четкое, выразительное объяснение игры с выделением главного помогало пятилетним детям переходить от восприятия ситуации к ее представлению.
Так как игровые правила способствуют воспитанию дисциплинированности, сообразительности, умения владеть собой, помогают осуществлять самоконтроль при объяснении игры, акцентировала внимание детей на выполнении игровых правил, постепенно усложняя и дополняя их.
После проведения данного этапа работы у детей наблюдалась положительная динамика развития прыжковых умений: с помощью наглядного метода и словесных инструкций большинство детей правильно выполняли движение.
Более подробно упражнения и игры представлены в приложении.